Правительство взялось за контроль тарифов ЖКХ
29.09.2013
Правительство решило взять под полный контроль формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Небольшие города, руководители которых до сих пор имели возможность устанавливать расценки без оглядки на Киев, теперь будут вынуждены согласовывать их с Государственной инспекцией по контролю за ценами.
Оппозиционные политики уверены, что новые полномочия Госценинспекции позволят искусственно сдерживать тарифы на ЖКХ до выборов. Между тем подобного эффекта можно добиться и без привлечения админресурса, попросту утвердив принятую в европейских странах методику формирования расценок на коммунальные услуги.
Приказано заморозить
Города, поселки и другие населенные пункты Украины, в которых насчитывается менее 40 тыс. квартир и домов, подключенных к централизованному водоснабжению, водоотводу и отоплению, будут обязаны согласовывать тарифы на жилищно-коммунальные услуги с Государственной инспекцией Украины по контролю за ценами.
Такое решение принял на минувшей неделе Кабинет Министров, глава которого Николай Азаров обвинил местные власти в необоснованном завышении расценок. "Нет никаких причин увеличивать стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения. Ни в этом, ни в следующем году правительство этого не допустит", — заявил премьер-министр.
Поводом для решения Кабмина стало резкое повышение расценок в малых населенных пунктах семи регионов Украины. К примеру, в селе Русская Лозовая, на Харьковщине, стоимость холодной воды увеличилась на 70%, водоотвода — почти вдвое.
В Киевской области, в селе Мазинки, холодная вода подорожала на 60%, а в селе Тарасовка квартплата поднялась втрое. Местные власти традиционно ссылаются на экономическую необоснованность действующих тарифов, которые не покрывают даже себестоимость услуг.
Причем правительственные чиновники до недавнего времени соглашались с этим тезисом. По данным Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, расценки для населения на водоснабжение и водоотвод в среднем по Украине покрывают около 60% себестоимости услуги, а тарифы на отопление — менее 70% затрат на производство этой услуги.
Но чем ближе очередные выборы, тем чаще звучат заверения в том, что расценки повышать не будут. "Не может так быть, чтобы в отдельно взятом населенном пункте моментально росла стоимость услуг, потому что этого так хочется местным чиновникам. Правительство прекратит такое самоуправство", — вторит премьеру и. о. министра регионального развития, строительства и ЖКХ Григорий Семчук.
Нынешнее решение Кабмина — далеко не первая попытка государства взять под свой контроль тарифы на коммунальные услуги. До 2011 г. они устанавливались исключительно органами местного самоуправления, хотя обоснованность калькуляций проверяла Государственная инспекция по контролю за ценами.
После проведения административной реформы данный орган был ликвидирован, часть его полномочий перешла к Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг. Этот орган получил право устанавливать тарифы на горячую и холодную воду, водоотвод и теплоснабжение в крупных городах (более 40 тыс. абонентов).
А в прошлом году Госценинспекция была возрождена, но только с правом проведения мониторинга цен и аналитической работы. Теперь же данная структура получила контрольно-надзорные функции, а в стране не осталось населенных пунктов, имеющих право без оглядки на правительство "играть" с расценками на тепло и воду.
Местные власти, в ведении которых оставили лишь регулирование размера квартплаты и стоимости вывоза твердых бытовых отходов, неоднозначно восприняли очередную инициативу Кабмина.
Председатель Ассоциации малых городов Украины Павел Козырев считает, что контроль государственного органа необходим, поскольку нередко поселки и села не имеют квалифицированных специалистов, способных правильно рассчитать тарифы. Оппозиционные политики уверены, что новые полномочия Госценинспекции позволят искусственно их сдерживать.
"Создается впечатление, что премьер-министр не понимает простых вещей: прежде чем обвинять органы самоуправления в незаконном повышении расценок, правительство должно профинансировать расходы местных бюджетов на покрытие разницы между действующими и экономически обоснованными тарифами, которую должно компенсировать государство", — говорит народный депутат Украины Геннадий Ткачук.
В госбюджете-2013 на погашение разницы в расценках предусмотрено 5,13 млрд грн. На деле же, по данным Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, за шесть месяцев нынешнего года на эти цели выделено всего 188 млн грн., то есть 3,7% от необходимой суммы. Тем не менее правительство однозначно дало понять местным властям: до выборов тарифы трогать нельзя. А следить за тем, чтобы чиновники на местах не ослушались, будет Госценинспекция.
От затрат
Между тем уже более 20 лет украинские власти с завидным постоянством твердят: тарифы на жилищно-коммунальные услуги необходимо довести до экономически обоснованного уровня. За это время они выросли в десятки раз, а данный уровень так и остается недосягаемым и, скорее всего, никогда не будет достигнут.
Главной проблемой является формирование расценок "от затрат". То есть поставщик услуг имеет право учесть в тарифе все понесенные затраты, а также до 12% прибыли. Такой подход совершенно не стимулирует предприятия коммунальной отрасли экономить и снижать издержки. Ведь чем больше расходы, тем выше прибыль, которую компания может получить.
Именно из-за этого огромные потери тепла и воды по пути к потребителю являются нормой. В обновленной Энергетической стратегии Украины до 2030 г. констатируется: "Многие сети и источники тепла не имеют средств инструментального контроля тепловых потерь, поэтому точной информации о потерях нет. Оценочно они составляют не менее 30%, а на самом деле могут быть и большими".
Также в документе говорится, что "морально устаревшие групповые и центральные теплопункты имеют несовершенные системы регулирования отпуска тепловой энергии по температуре воздуха. Это служит причиной дополнительных потерь тепловой энергии, которые оцениваются в 10–15%". То есть в общей сложности на пути от производителя теплоносителя до потребителя теряется 40–45% тепла.
Аналогичная ситуация и с другими коммунальными услугами. К примеру, в тариф на воду закладывается до 30% потерь. Объяснение коммунальщиков традиционное: более трети сетей водоснабжения ветхие. Ежегодно в Украине необходимо менять 2,2 тыс. км водопроводных труб (2,9% от общего количества), хотя меняют лишь 0,8%, что почти вчетверо меньше необходимого.
Как следствие, за год в стране в среднем происходит 260 аварий на 100 км трубопроводов, т. е. в пять раз больше, чем в европейских государствах. Из-за дырявых труб огромное количество воды просто теряется в процессе транспортировки, а платить за нее приходится потребителям.
Поскольку компании не заинтересованы в снижении своих технологических издержек, то расценки, по их мнению, должны расти пропорционально увеличению стоимости "фиксированных" затрат: газа, минимальной зарплаты, инфляции. Кроме того, в тариф закладывается еще и инвестиционная составляющая, средства от которой должны направляться на модернизацию предприятий и сетей.
В большинстве развитых стран применяются совершенно другие принципы тарифообразования: расценки должны покрывать необходимые операционные расходы предприятия и мотивировать сокращение расходов с целью увеличения прибыли. Но кардинально менять нынешнюю систему правительство не намерено, ведь практически за каждой компанией-поставщиком коммунальных услуг стоят представители власти или близкие к ним бизнесмены.
Источник: www.depo.ua
Архитектура
Дизайн интерьеров
Стройматериалы
Парки мира
Парк ФеофанияСтоит посмотреть, потому что:
- это один из новейших ландшафтных парков Киева, по масштабам сравнимый с Пирогово, его площадь – 153 га
- в 1950 году здесь в здании Свято-Пантелеймоновского монастыря построили первую в Европе ЭВМ (Малая
электронная счетная машина)
Германия. Гамбург. Розарий ботанического садаЗаслуживает внимания, потому что:
- это классический образец розария, выполненного в регулярном стиле;
- имеет форму амфитеатра с беседкой в центре;
- является идеальным образцом для городов, не располагающих большими площадями для устройства розария.Сага о Хаге и не только. Особенности ландшафта и парков Швеции
С юга Швецию охватывают зеленые поля, с запада - зеленые холмы, а на севере — это уже суровая тундра Лапландии. Световой день в Швеции зимой длится не более восьми часов, и небо все это время серое и пасмурное. Но, несмотря на внешнюю суровость, Швеция производит неизгладимое впечатление. В стране — уникальный ландшафт, прекрасные национальные природные парки и один из самых замечательных и знаменитых в мире рукотворных садов — первый в Швеции образец английского садово-паркового искусства — королевский парк Хага.
Франция. Дуэ-ля-Фонтен. Муниципальный розарий ФуйонЗаслуживает внимания, потому что:
- это муниципальный розарий;
- здесь присутствует практически весь набор приемов озеленения,
- выработанных в европейской истории розоводства;
- демонстрируется многообразие вариантов использования роз различных садовых групп в ландшафте.
Шотландия. ДрюммондВ глубинке Шотландии, в горах, покрытых многовековыми деревьями, затерялось старинное поместье Дрюммонд. Цель моего путешествия – сад поместья. Дорога радует глаз и волнует предчувствием неизведанного и прекрасного...
Містичний сад Німа: нотатки профіТисячоліття назад на місці розташування цього саду було язичницьке святилище. Джерело, якому з давнини приписували цілющі властивості, – ще один загадковий елемент парку. Про інші дива та архітектуру Садів Фонтана міста Нім читайте далі.












Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.