"Точечная обертка" для индустриальных реликвий: торговый молл Mercator pika

Автор: Рок Оман, Спела Видечник, Андрей Грегорик, Хавьер Каррера, Анна Бреда, Луис Феррейра, Ана Коси, Катя Алйас
Компания: OFIS ARHITEKTI
Площадь участка: 2000 кв. м
Местоположение: Любляна, Словения

Новый центр розничной торговли сети Mercator, спроектированный бюро Ofis Arhitekti, стал объектом, которому суждено было преодолеть целый спектр нюансов, не слишком обычных при строительстве моллов, особенно на Западе. Визитной карточкой проекта стал его фасад, при чем не только как «результат работы креативной дизайнерской мысли», но также как чисто «славя(слове)нский» изыск в ответ на нарочитую «экономность» глобального бизнеса.
Сложности проекта начались уже с того, что участок, отведенный под строительство молла, содержал фрагменты исторического пространства, где находились здания старинного комплекса скотобойни, включающие водонапорную башню и фрагменты административного здания. Основным требованием Национального комитета по охране исторического наследия была полная реконструкция башни и интеграция главного фасада исторического здания в фасад нового торгового центра (согласно первоначальному плану – цельной бетонной коробки 46x42x7 м).
При этом бюджет проекта был ограничен чрезвычайно. В лучших традициях «отечественной» действительности, калькуляции по контракту с заказчиком были утверждены по проекту другого контракта (составленного для строительства торгового центра этой же сети в одной из деревень севера Словении), где фасадные работы предусматривались лишь для одной из четырех стен. В Люблянском проекте стоянки для автомобилей и входы для покупателей должны были располагаться с трех сторон здания, что требовало их декоративного оформления с бюджетом только для одной стороны.
Решению проблемы, благодаря которому архитекторам удалось создать три стены с помощью трети необходимых материалов (воплощая популярный трейдинговый лозунг «три по цене одного»), дали название Dot Envelope – «Точечная обертка».
Изначально предполагалась обшить стены молла металлическими листами, выкрашенными под бронзу (что должно было придать торговому центру, по мнению заказчиков, респектабельный вид). Однако после расчетов оказалось, что с утвержденным бюджетом только 20% поверхности каждой стены могло быть покрыто «бронзовой» отделкой. Поэтому металлические листы были перфорированы отверстиями разного диаметра, а оставшиеся металлические круги – использованы для отделки остальной части поверхности фасада.
В результате каждую стену торгового центра разделили три разнофактурные поверхности (металлическая отделка, бетон и стекло),джинсы оптом в Черновцах сменяющие друг друга по ломаной косой.
Более того, использование отверстий и декоративных кругов было тут же верифицировано недремлющей рекламной кампанией, которая сделала точку (pika – на словенском языке) коммерческим брендом нового торгового центра. Найденное архитекторами «игровое» решение фасадов создало новый образ простой геометрии коробочной архитектуры молла. Дополнительное значение проекта имеет работа с историческим наследием (в данном случае оправданная, поскольку иных вариантов для реставрации объектов, кроме как при условии их дальнейшего коммерческого использования, в ближайшее время не предвиделось), а также интеграция пустующих индустриальных пространств в городскую ткань (хотя и, возможно, по слишком «американской» схеме).
По металлическим цепям, соединяющим между собой точки «обертки» фасадов молла, со временем поднимутся вьющиеся вечнозеленые растения, которые придадут проекту еще и «экологический» шарм.

Описание к фото:

  • Фото 1. Каждую стену торгового центра разделяют три разнофактурные поверхности (металлическая отделка, бетон и стекло), сменяющими сменяющие друг друга по ломаной косой.
  • Фото 2. Отверстия и декоративные круги экстреръера стали коммерческим брендом нового торгового центра.
  • Фото 3. Торговый молл Mercator pika — пример интеграции фрагментов исторического пространства в проект нового торгового центра...
  • Фото 4. ... а также включения пустующих индустриальных пространств в ткань города.
  • Фото 5. Общий план
  • Фото 6. Проект
  • Фото 7. Разрезы
  • Фото 8. Фасады

Фото: Tomaz Gregoric
Источник: журнал "АСС"



Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Смотрите также