Жилой комплекс Linked Hybrid

Автор: Стивен Холл, Ли Ху
Компания: Steven Holl Architects, China National Decoration Co., LTD
Площадь участка: 220 000 кв. м
Местоположение: Пекин, Китай

Понятие «дома», несмотря на всю его обыденность, представляет собой конструкт мифологический: это тело и ритмическая структура, задающая пространство и время. Однако в условиях мегаполиса «дом» рискует потерять свою уникальность и чувственность. По словам французского философа-постмодерниста Ж. Ф. Лиотара, дом «уже не в состоянии воспроизводить все связи между событиями и вещами». Поэтому его созданию должна предшествовать работа с пространством мегаполиса в попытке возвратить ему эмоциональную насыщенность жизни.
В разработке Пекинского жилого комплекса, призванного хотя бы частично решить жилищные проблемы жителей города (в связи с недавними пространственными преобразованиями китайской столицы), американский архитектор Стивен Холл и его команда искали пути создания именно «домашнего пространства», пространства, «в котором хотелось бы жить».
Но чтобы «победить» мегаполис, нужны идеи, как минимум – неожиданные, а еще лучше – нестандартные.
С. Холл говорит о Linked Hybrid как о «доме» ХХІ столетия: жилой комплекс представляет собой «парящий» квартал, включающий 750 квартир, отель, кинотеатр, магазины, кафе, детский сад и школу. Новый комплекс расположен в центральной части Пекина, недалеко от Запретного Города (сам архитектор приводит аналогию такого расположения с 5-й Авеню, 60-й Стрит и Центральным парком Нью-Йорка).
Пресса окрестила Linked Hybrid «городом в городе»: именно такое впечатление (особенно на фоне Запретного Города) создает это по-своему герметичное, но играющее с открытостью и закрытостью пространств, очередное воплощение западной парадигмы на теле старого города.
Комплекс С. Холла имеет три уровня. На первом уровне расположены магазины, рестораны, центры обслуживания, а также 11-ти этажный отель на 60 комнат (в форме остекленного цилиндра) и кинотеатр в форме кристалла, – все среди парков и отражающих прудов. Особенностью этого уровня в частности и всего комплекса в целом является ощущение пространственной открытости. Проект создавался исходя из масштаба пешехода и его возможности к произвольному беспрепятственному передвижению в пределах комплекса и вне его.
Кинотеатр в системе комплекса имеет особое значение. Он эмблематичен, поскольку воплощает саму идею Linked Hybrid, который также называют «filmic mixed-use complex» – «кинематографический полифункциональный комплекс». Ночью фильмы проецируются на внешнюю стену здания, делая возможным их просмотр прямо с улицы, превращая весь комплекс в гигантский кинотеатр, одновременно преображая его: изображения отражаются в воде прудов, создавая цветовые и световые эффекты.
Уже неоднократно отмечалось, что современный человек воспринимает окружающую действительность не по законам своих чувств или знаниям, но по правилам, сформированным кинематографом: по законам кадрирования, панорамирования и монтажа. В нашем сегодняшнем мире мы уже наделены этим опытом, несмотря на то, что не видели все шедевры мирового кино, поскольку тип образности, сформированный кинематографом, стал неотъемлемой частью нашего восприятия.
Круговые мосты, объединяющие башни Linked Hybrid, создают эффект движущегося изображения – настоящего кинематографического приключения. Они дают ощущение движения фильма – плавного, длительного, текучего. Сам С. Холл сильно акцентирует внимание на динамике и «визуальности». На его акварельном проекте башни создают «танцующий круг», и их движения повторяют ритмику картины Матисса «Танец».
Кино открывает особый тип образов – «образы-движения», как назвал их французский философ Жиль Делёз. Они располагаются в пространстве между изображениями, фиксируемыми естественным человеческим восприятием. Кинематографическая идея Ж. Делёза состоит в том, что кино создает два типа образов: образ-движение, представляющий сам принцип кинематографа, и образ-время. Последний связан с эволюцией кино, то есть с появлением новых технических возможностей съемки, звука, цвета, – всех элементов, которые формируют новую оптико-звуковую ситуацию, ориентированную на образ-движение как на то, что принадлежит «самой реальности». Кино — пространство сосуществования миров в том времени, которое «течет» из прошлого, минуя настоящее, в будущее, формируя единственную ось времени, где мир в каждый момент един и единствен.
С. Эйзенштейн в заметках по поводу цвета в кино писал, что цвет уместен там, где он необходим. Эта концепция применима и к цветовому решению Linked Hybrid. При фронтальном восприятии башни и здания комплекса имеют нейтральный, светло-серый цвет. Но с земли (помним о масштабе пешехода) становятся видны цветные обрамления окон, пластины под мостами и выступающие поверхности башен, окрашенные в чистые и яркие цвета: теплый желтый, спокойный зеленый, радостные оранжевый и красный, приятный синий. Такое цветовое решение будущего проекта присутствовало уже на изначальных этапах планирования, о чем также свидетельствуют акварели Стивена Холла.
Второй уровень комплекса – умиротворяющее пространство садов, размещенных на крыше кинотеатра и нескольких других зданий. Они составляют первый план пейзажа, который открывается из окон квартир следующего уровня.
Третий уровень – уровень мостов, создающих воздушное, небесное кольцо. «Воздушный мост» – также элемент мифа, сказки, утопии. В любом случае он конструирует «иное» пространство, обживание которого подобно «обживанию» нового мира. Это уровень наблюдения, прозрачности и открытости. Мосты объединяют все восемь башен (на крыше каждой башни расположились четыре сада, принадлежащие пентхаузам), что усиливает ощущение перспективы. Говоря о феномене «моста», немецкий социолог Георг Зиммель указывает на очевидность воли к соединению отдельного: мост преодолевает природу, одновременно становясь ее частью. Но кроме этого внутреннее пространство мостов является общественным пространством: здесь находятся кафе, бассейны, фитнесс залы, галереи, аудитории.
Специальная система безопасности – фрикционно-маятниковый изолятор – предохраняет конструкции здания Linked Hybrid от вибрации, поскольку землетрясения в Пекине явление достаточно частое.
Следует также отметить и другие новационные технологии, которые были использованы при строительстве комплекса. Впервые в Пекине для отопления и охлаждения комплекса был использован геотермальный кондиционер, использующий энергию 660 источников, расположенных на глубине 100 метров. Статус экологически безопасного здания и специальная система очистки прудов сделали Linked Hybrid одним из наиболее известных «экологических» проектов в мире (по версии LEED Gold rating).
Воздушные переходы и простые очертания башен позволяют провести параллель с архитектурой советского конструктивизма 20-х годов ХХ столетия (учитывая подобие и различия формы и содержания). Например, можно вспомнить Госпром в Харькове. В нем также присутствуют воздушные переходы между зданиями (но объясняются они чисто функционально: как соединение корпусов, позволяющее быстрее попадать из одного пункта в другой), возможность свободного транспортного передвижения по центральной площади, а также демонстрация элементов каркаса.
Схожим является и то, что в своих проектах конструктивисты тяготели к комплексному мышлению: изначально планировался не единичный дом или здание, а район или целый город, главной особенностью которого становилась «общность» (социализация) быта, воплощенная в коммунальных столовых, детских садах, школах. Здания создавались как пространства для подвижной жизни, как основа, способная вобрать в себя динамические черты современности. Строения пространственно растянуты, динамичны и подвижны. Их прозрачность – иллюзия плывущей непрерывности, течение пространства. А время и движение выступают средствами его организации.
«Новый план, большей частью асимметричный, открытый и свободный в своей конфигурации, лучше омывает все части сооружения воздухом и светом, но и четче читается его функциональная члененность, легче угадывается развертывающаяся в них динамическая жизнь».
Конструктивистская архитектура, сформировавшаяся на базе социальной и технической революций, работала над созданием «социальных конденсаторов эпохи», «жизнестроением», и, несмотря на идеологическую, экономическую и социальную разницу, можно найти множество аналогий в подобных архитектурных идеях и целях комплекса Стивена Холла.
Как известно, в начале 2005 года правительство Китая приняло решение отказаться от дальнейшего развития Пекина в виде концентрических колец, сосредоточив его в двух полукруглых полосах к западу и востоку от центра города, что повлекло за собой не только серьёзные архитектурные, но и социальные трансформации. Пожар в феврале 2009 года в Культурном центре Национального телевидения Китая (башни Р. Коолхааса) вызвал множество критических рефлексий по поводу архитектуры Пекина. В статье «После ада» Томас Дж. Кампанелла (Thomas J. Campanella «After the Inferno» (www.obit-mag.com) заявил, что сегодняшний Пекин быстро превращается в исковерканную версию Далласа. Проект комплекса Linked Hybrid опровергает подобные высказывания. Это «пространство, которое действует и работает; люди могут его использовать – и поэтому, городу не будет вынесен обвинительный приговор», – говорит Стивен Холл.

Описание к фото:

  • Фото 1. «Парящий» квартал С.Холла – эксперимент в поисках новой парадигмы «дома» (Фото: SHA)
  • Фото 2. План комплекса
  • Фото 3. Ритмическая структура башен и мостов, задающая пространство и время архитектуры комплекса (Фото: Iwan Baan)
  • Фото 4. План-схема воздушных мостов с указанием специфики общественных пространств (спортклуб, оздоровительный салон, кафе, бары, книжный магазин, выставочный центр)
  • Фото 5. Диаграмма схемы передвижения пешеходов
  • Фото 6. Геотермальный кондиционер, использующий энергию 660 источников, расположенных на глубине 100 метров
  • Фото 7. Диаграмма города
  • Фото 8. План первого уровня
  • Фото 9. Фасад в осях 1
  • Фото 10. Фасад в осях 2
  • Фото 11. Вертикальный разрез 1
  • Фото 12. Вертикальный разрез 2
  • Фото 13. Типовый план этажа
  • Фото 14. Будучи настоящим “городом в городе”, Linked Hybrid парадоксально герметичен и открыт (Фото: SHA)

Автор: Полина Мошенская
Источник: журнал "АСС"



Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Смотрите также