Архитектурная карта мира пополнилась новыми странами

13.02.2012
Архитектурная карта мира пополнилась новыми странами

Архитектура развивающихся стран последние несколько лет, как и европейская после Второй мировой войны, переживает бурный расцвет строительства социального жилья и инфраструктуры. Ведь еще до недавнего времени та же Латинская Америка могла думать лишь об элементарном выживании из-за кровавых режимов, экономических кризисов и, как следствие, критически низкого уровня жизни. Но с недавних пор у этих стран появилась возможность наладить народный быт, чем местные зодчие занимаются так же интенсивно, как и в послевоенной Европе архитекторы под идейным предводительством Ле Корбюзье.
Однако в отличие от легендарного швейцарца современные архитекторы развивающихся стран принимают во внимание не только функциональность социальных построек, но и развивают их эстетику, вдохновляясь достижениями мировой архитектуры. Поэтому у тех же латиноамериканцев нетривиальные современные решения ярко выражены в проектах вполне утилитарных зданий, будь-то обычный многоквартирный дом, к примеру, с разными по дизайну фасадами с каждой стороны; модульные детские сады, с высоты птичьего полета выглядящие как цветок; или многогранные мобильные домики, которые можно собрать и разобрать за полчаса и поставить в любом месте.
Наиболее актуальна проблема, которую пытаются решить архитекторы развивающихся стран, — неуклонно растущее количество трущоб. По данным UN-Habitat (подразделение ООН, отслеживающее состояние и динамику городского населения мира), по итогам 2010 г. мировое население трущоб составляет 827,6 млн человек: более 60% из них приходится на Африку, на втором месте — Южная Азия (35%), а на третьем — Латинская Америка (23,5%). Только в Мехико практически половина горожан (4,6 млн) живут в трущобах. Несмотря на то что в 2000 г. ООН запустила программу «расселения трущоб» и снабжения людей жильем, благодаря которой она улучшила условия жизни 227 млн человек, в абсолютных числах это не дало результата — трущобы растут быстрее.
Поэтому неудивительно, что наибольший резонанс вызывают архитектурные проекты, направленные на борьбу с трущобами, — к примеру, жилой комплекс Elemental, построенный в Мексике чилийским архитектором Алехандро Аравена. Архитектор предлагает 80% бюджета тратить не на постройку здания (как это обычно происходит), а на покупку земли. Покупать землю и строить социальное жилье он предлагает не в трущобном «гетто», а в приличных городских районах, где представители среднего класса не позволят своим новым соседям скатиться до прежнего уровня.
В то же время Аравена предоставляет возможность обитателям Elemental обустроить свое жилье, ведь на оставшиеся 20% бюджета архитектор лишь провел коммуникации и возвел крышу и несущие стены дома. Все остальное он оставил на усмотрение жильцов, которые должны обустроить свой дом так, как им хочется. Сомнительно, что на практике подселение жителей трущоб в респектабельные районы пройдет так безоблачно, как видится архитектору, ведь коренные жители не обязательно встретят с распростертыми объятиями своих новых соседей, а у них самих навряд ли будут средства на налаживание быта на новом месте. Тем не менее, идея Алехандро Аравены завоевала признание сразу нескольких архитектурных конкурсов: британского Brit Insurance Design Awards и датского Index: Awards, награждающих лучшие архитектурные и дизайн-проекты, улучшающие качество жизни.

Экспорт в теплые края

Архитекторы из развивающихся стран угодили и глобальному экотренду, выражение которого в строительстве — это ряд конкретных требований к зданиям, состоящих в экономном потреблении электроэнергии и воды, рециклируемости материалов и безопасности для окружающей среды. Но для этого архитекторам не приходится прилагать какие-то специальные усилия, достаточно придерживаться местных строительных традиций. Ведь в южных странах с жарким климатом, где среднегодовая температура держится в пределах от +20 до +35°С, минимальные нормативы для зданий уже включают все те характеристики, за которые так рьяно борются американские и европейские институции.
Так, в южных странах здания по умолчанию ориентируют по оси «север-юг», в самой конструкции домов обустраивают систему естественной вентиляции, а на фасадах — непременные козырьки, обеспечивающие защиту от солнца и задерживающие прохладу внутри. Кроме того, южный тип постройки обязательно включает в себя бассейны или резервуары для воды, которую потом расходуют жильцы дома. Помимо того, что такое устройство дома наиболее эргономично в южных странах, подобные конструктивные элементы добавляют зданиям узнаваемости и эффектности.
Активное использование трендовых экопринципов строительства сделало архитекторов из развивающихся стран весьма востребованными и в других регионах — с теми же климатическими условиями. Так, мексиканцы вполне уверенно реализуют проекты на мусульманском Востоке и Средиземноморье, где их умения ценят по достоинству. Бюро из Мехико Legorreta + Legorreta строит офисные и общественные здания в Катаре и Испании, частные виллы в Израиле, Греции и даже Японии, стране с собственными сильными архитектурными традициями.
Запрос на южных архитекторов вполне логичен и оправдан, ведь они лучше понимают специфику строительства в своем климатическом поясе, имеют обширную практику возведения именно такого, южного типа зданий — и в этом заключается их конкурентное преимущество перед европейскими архитекторами. Это понимают уже не только местные заказчики, но и глобальные корпорации, активно расширяющиеся в развивающихся странах.
Пионерами здесь выступают отельные сети, которые для постройки новых гостиниц приглашают местных архитекторов и даже передают их «из рук в руки». Так, мумбайское бюро Hafeez Contractor совместно с американцами из Skidmore, Owings and Merrill участвовало в проектировании Hyatt Regency Mumbai, открывшегося в прошлом году, и уже самолично «ответственно» за Radisson Blu Mumbai — сенсационный по своему архитектурному размаху проект, планирующийся к завершению в 2013 г.

Даешь колорит!

Парадоксальным образом благодаря глобализации в мире стали востребованными и национальные традиции архитектуры развивающихся стран. Этим южные архитекторы обязаны туристической индустрии, которая находится в постоянном поиске новых мест для армады глобальных путешественников, гоняющихся за свежими впечатлениями.
В этом году главным туристическим трендом единодушно признаны Индия и Мексика, где уже развернулась большая стройка люксовых отелей. Более того, отельные сети реализуют проекты, направленные как раз на раскрытие местного колорита. К примеру, Design Hotels, объединяющая дизайнерские отели по всему миру, открыла в мексиканском Тулуме на Карибском побережье курорт Papaya Playa, основным направлением которого является «аутентичная роскошь», включающая бунгало в национальном мексиканском стиле, местную кухню и т. д. Также отличительной чертой Papaya Playa является то, что это временный (или pop-up) проект, работающий с 6 декабря 2011 г. по 5 мая с. г.

Интерес к локальной аутентике поспособствовал внедрению традиционных национальных элементов архитектуры в самые различные здания: зодчие из развивающихся стран строят музеи современного искусства, отели и офисы с характерными арочными перекрытиями, декором и цветовой гаммой, позаимствованными из строений вековой давности. И такой подход востребован не только у них на родине, но также с успехом экспортируется в другие страны. Наиболее успешными пионерами экспорта национальных традиций являются латиноамериканцы, а также турки, к примеру, студия Autoban 212, которые вышли на мировой архитектурный рынок и реализуют проекты по всей Азии.
Кроме того, национальный архитектурный тренд актуализировал и некоторые жанры, долгое время пребывавшие в забвении — в частности, религиозную архитектуру. В отличие от секуляризованной Европы, Латинская Америка и Азия — регионы с активной религиозной практикой, где есть спрос на культовые сооружения. И архитекторы его удовлетворяют, проектируя часовни и мечети, в которых традиционные элементы вполне гармонично сочетаются с трендовыми в глобальной архитектуре бионическими или модернистскими формами. Таким образом, развивающиеся страны предлагают архитектуру нового поколения — в ней отлично уживается лучшее из мировой строительной практики и концептуально антиглобалистское настроение.

Источник: www.depo.ua

 




Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие новости

 

Архитектура

Дизайн интерьеров

Стройматериалы

 

Парки мира

  • Французское барокко. Водные феерии в регулярных садах. Часть 1

    Вода в регулярных садах Франции, пожалуй, впервые в истории архитектуры, составила основу пространственной композиции. Эти сады существенно отличаются от регулярных садов Италии эпохи Возрождения, потому что именно во французском барокко было достигнуто совершенство в работе в регулярном пространстве.

  • Кочубеевские дубы

    Стоит посмотреть, потому что:
    - здесь растут 4 дуба-великана, возраст каждого – приблизительно 800 лет
    - в Диканьке есть удивительная сиреневая роща площадью 2 га
    - здесь находятся: триумфальная арка, построенная в честь приезда Александра І;
    - Николаевская церковь, построенная в 1794 г.; Троицкая церковь, построенная в стиле барокко в 1780 г. и Диканьский краеведческий музей
    - неподалеку от Диканьки в селе Опошня расположен музей керамики и гончарства

  • Франция. Париж. Розарий в парке Багатель

    Заслуживает внимания, потому что:
    - это классический розарий регулярной планировки;
    - регулярная планировка сада погружает в эпоху правления короля Людовика;
    - в Японии есть точная копия этого сада.

  • Долина нарцисcов

    Это единственное место в мире, где на 170 га расцветают нарциссовые поля на высоте более 180 м. Самый большой в Центральной Европе участок произрастания нарцисса.

  • Озеро Синевир

    Стоит посмотреть, потому что:
    - это самое большое горное озеро Карпат
    - здесь расположен уникальный Музей леса и сплава, которому в Европе нет аналогов
    - здесь произрастают 52 растения, занесенных в Красную книгу, и даже есть представители, характерные для флоры тундры и тайги

  • Массандровский парк

    Стоит посмотреть, потому что:
    - это яркий пример классического регулярного французского парка
    - дворец и парк были самой любимой резиденцией Александра III