Украинский рынок теплоизоляции: от количества к качеству? Часть 1

Сегодня главная задача для потребителя – разобраться в разнообразии рыночных предложений и найти добросовестного поставщикаВ докризисный период общей тенденцией украинского рынка теплоизоляции было постоянное увеличение спроса. По оценкам специалистов до середины 2008 года продажи утеплителей увеличивались в среднем на 35-40%.
Кризисное время внесло свои коррективы в развитие украинского рынка теплоизоляции. Из-за оттока инвестиций, замораживания большинства строительных объектов, рецессии в стройиндустрии спрос на утеплители заметно снизился. Изменилась и структура предложения. В условиях жесткой конкурентной борьбы за каждого клиента одни игроки рынка продолжали совершенствовать свои товарные линейки, дифференцированные под разные области применения, занимая, таким образом, новые ниши. Тогда как другие, пользуясь желанием заказчиков сэкономить на материалах, стали предлагать некачественные продукты по очень привлекательной цене. Поэтому сегодня главная задача для потребителя – разобраться в огромном рыночном предложении и найти добросовестного поставщика.
До недавнего времени основная доля продаж теплоизоляционных материалов приходилась на реализацию крупномасштабных строительных проектов. Однако в прошлом году большинство из них оказались заморожены, производители и поставщики начали пристальнее присматриваться к более активному сегменту – индивидуальному строительству. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, тенденция к ремонту и благоустройству собственного жилья и строительству нового сохранилась. Постоянно растущие цены на энергоносители заставляют все чаще задумываться об экономии и утеплении. Но стала ли эта тенденция главной движущей силой рынка теплоизоляции в прошлом году? На какие объемы продаж теплоизоляционных материалов вышел украинский рынок?
Прошлый год ознаменовался для теплоизоляционного рынка не только снижением спроса, но и появлением на арене действий отечественных производителей. Так, в октябре производство минеральной ваты запустили компания «Данко Индастри» (г. Донецк) и российская корпорация «ТехноНИКОЛЬ». До этого почти весь потребительский спрос на этот вид утеплителей удовлетворялся за счет импортной продукции.
Насколько усилилась конкуренция на рынке в связи с запуском новых производств? Изменились ли объемы поставок от зарубежных производителей? Еще в начале прошлого года эксперты отмечали, что сокращению объемов поставляемой в Украину продукции способствует укрепление европейской и американской валюты по отношению к гривне. Специалисты прогнозировали, что импортерам придется отказаться от существенной доли прибыли, а в некоторых случаях, чтобы сохранить рыночные позиции, даже работать себе в убыток.
Удается ли представителям зарубежных компаний предлагать товар по ценам, соответствующим стоимости продукции отечественных производителей? За счет чего игрокам теплоизоляционного рынка удается оставаться конкурентоспособными во время кризиса?
Не секрет, что в кризисных условиях цена в условиях конкуренции становится одним из ключевых факторов. Именно на этом пытаются заработать отдельные компании, предлагая рынку некачественную продукцию. Зачастую такие утеплители импортируются из стран азиатского региона без специальной документации, регламентирующей качество товара. Применение подобных теплоизоляционных материалов позволяет немного сэкономить на их закупке, но лишает заказчика какой-либо гарантии в том, что смонтированная конструкция будет выполнять свои функции на уровне проектных требований и обеспечит безопасность при эксплуатации объекта.
Анализ темпов роста продаж строительных материалов в конце 2009 года показал лишь незначительное снижение объемов продаж по сравнению с 2008 годомИ хотя ведущие игроки рынка продолжают информировать строителей и потребителей о различиях материалов, их свойствах и особенностях применения и монтажа, на практике все еще прослеживается низкий уровень строительных знаний в области утепления. В кризисное время эта проблема усугубляется еще и тем, что операторы рынка пытаются минимизировать свои затраты, руководствуясь при выборе утеплителей только ценовым фактором, не вникая при этом в технические характеристики материалов.
Как не ошибиться в выборе материала, на что необходимо обратить внимание в первую очередь? Сможет ли кризис «очистить» украинский рынок от некачественной продукции?
Важным в развитии отечественного теплоизоляционного рынка оказалось и то, что некоторые операторы в стремлении охватить нижний ценовой сегмент рынка попытались представить заказчику компромиссное решение. В прошлом году на рынке появилась продукция под новыми суб-брендами известных торговых марок, которая действительно дешевле основных позиций их ассортимента на 5-10%. Многие специалисты отмечают, что такие продукты обладают более низкими техническими характеристиками, а упаковка не похожа на привычный фирменный стиль компаний-производителей. Правда, все эти продукты сертифицированы, имеют определенные технические показатели, которые указаны на упаковке. Зная эти показатели, потребитель вполне может оценить, подходит ли данный материал для его объекта.
Но насколько оправданы такие решения? Может ли сегодня заказчик сэкономить, не теряя при этом в качестве утеплителей? И как скоро украинский рынок перейдет из фазы развивающейся экономики с ее императивом дешевизны в фазу развитой экономики, где основным критерием является качество?
На эти и другие вопросы отвечают специалисты компаний – ведущих игроков украинского рынка теплоизоляционных материалов.

Анна ДухноАнна Духно, менеджер по развитию бизнеса компании «КНАУФ ИНСУЛЕЙШН УКРАИНА»
«Доля компаний-импортеров, которые долгое время оставались лидерами в сегменте рынка теплоизоляции, стала стремительно сокращаться в связи с более низкими ценами местных компаний».
По оценкам компании «Кнауф Инсулейшн Украина», в 2009 году объем украинского рынка минераловатных утеплителей составил 3,1 млн. м3. Основные сезонные тенденции, когда традиционно наблюдается увеличение продаж строительных материалов, не изменились. Более того, темпы роста в конце 2009 года соответствуют показателям конца 2008 года, обнаруживая лишь незначительное снижение объемов продаж.
В кризисный год заметно увеличилась доля индивидуального строительства. Соответственно, большинство игроков рынка теплоизоляционных материалов скорректировали свою маркетинговую стратегию, предложив новые форматы продуктов, ориентированные на данный сегмент. В нашей компании таким продуктом стал «ТЕПЛОрулон». Он содержит меньше материала в упаковке – 15 м2, что позволяет потребителю не переплачивать за излишки, которые обычно возникают в процессе монтажа, и облегчает транспортировку материала за счет компактности.
Главной тенденцией в развитии спроса на утеплители стал сегмент DIY в структуре продаж на рынке. После того как многие крупные проекты были заморожены, менеджеры компаний, работающих с конечным потребителем, сосредоточили свои усилия на тех секторах рынка, где наблюдался спрос.
На данный момент приобретение теплоизоляционных материалов можно считать очень выгодной инвестицией, если учесть ценовую динамику на эту продукциюСостав основных операторов рынка теплоизоляции не изменился, однако произошло перераспределение долей рынка между компаниями. Особенно это касается субрынка минеральной ваты на основе базальта. В конце прошлого года в Украине были открыты заводы по производству минераловатной продукции на основе базальтового волокна. Оказалось, что импортной продукции очень сложно конкурировать в цене с материалами местного производства. Поэтому доля компаний-импортеров, которые долгое время оставались лидерами в этом сегменте рынка, стала стремительно сокращаться.
Еще одной тенденцией, характерной для всего рынка теплоизоляции, стало постепенное вытеснение мелких поставщиков теплоизоляционных материалов турецких и китайских производителей. Поставки этой продукции всегда носили нерегулярный характер, а проверить ее качество зачастую не представлялось возможным. Поэтому снижение поставок такой продукции можно расценивать как положительный фактор изменения рынка.
Если говорить о будущем, то рынок строительных материалов Украины активизируется, если будет возобновлено финансирование полномасштабного строительства. Это вопрос привлечения значительных инвестиций, его решение зависит от рыночной и политической конъюнктуры.
Касательно теплоизоляционных материалов, то в долгосрочной перспективе рост рынка несомненно возобновится. Это продиктовано как новыми нормативными требованиями к энергоэффективности зданий, так и острой необходимостью реконструкции существующего устаревшего жилого фонда.

Автор: Татьяна Сергеева
Источник: журнал "АСС"

Читайте далее продолжение статьи:
Украинский рынок теплоизоляции: от количества к качеству? Часть 2 >>>



Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи

  • Ремонт балкона "под ключ"

    Прежде всего, необходимо все четко распланировать, какой итоговый результат Вы хотите получить?

  • Современное освещение. Рынок ламп и светильников

    Сегодня на нашем рынке осветительных приборов представлено множество как импортных, так и отечественных производителей.

  • Профессиональные решения для теплоизоляции. "Мокрое" тепло

    Систему штукатурного утепления называют также системой "мокрого типа". Она напоминает огромный бутерброд с теплоизоляционным слоем из плит. Конструкция "мокрого типа" и состоит из таких основных слоев: теплоизоляционного; гидрозащитного, армированного стеклосеткой штукатурного слоя, грунтовочного и защитно-декоративного финишного. При устройстве системы также применяются клеевые смеси, различные крепежные элементы, профили и т. д.