Игра одним цветом

У друга в доме
Тарелка декоративная «Полли», Золотой дракон, ТЕАМОШирма слюдяная
Обращена к цветам,
К деревьям сада –
В нее вошла природа
Как живая,
И оттого
Рисунка ей не надо.
(Ван Вэй)
 

Китайский стиль в интерьере
Ясность и лаконизм китайского стиля, ни с чем не сравнимые мотивы, секреты техник и технологий мастеров Востока, привлекали европейцев, начиная со времен первого каравана «Великого шелкового пути» (это 121 год до н.э.). Не раз, под влиянием искусства Поднебесной, формировались новые направления и модные тенденции: в конце XVII в. аристократическую Европу охватило увлечение китайским фарфором; в эпоху рококо и времена Людовика XIV (нач. XVIII в.) сформировалось течение «шинуазри» («китайщина»), тогда же из Китая были привезены бумажные обои; в середине XVIII в. «китайский стиль» оказал сильное влияние на английское мебельное искусство, творчество мебельщика Томаса Чиппендейла; немаловажное влияние оказало аналогичное увлечение и на формирование стиля модерн. Среди современного многообразия, обращение к «китайщине» более всего соответствует минимализму и экодизайну, так как предполагает простоту, лаконизм форм, использование натуральных материалов.

Загадки поднебесной
Ширма, ORIENTAL DECO. Ручная работа, резьба, роспись, инкрустация, восточная сосна, лак, воск. Середина IXI в.Понимание того, что такое китайский стиль, – задача не из легких. Начать хотя бы с того, что сам этот термин искусственен. Формы и мотивы в периоды разных династий могли существенно отличаться, но это вовсе не значит, что создавая современный интерьер, кто-то будет разбираться в нюансах оформления династии Шан или особенностях керамики династии Тан. Европейцев привлекали отличия Китая: искусность керамических изделий, тонкостенность китайского фарфора (тайну изготовления которого берегли так надежно, что европейцам пришлось открывать его рецепт заново), роскошь шелка, мастерство мебельщиков, бумажные обои и способ их изготовления.

Деревянная подушка
ИнтерьерОбустройство жилого пространства китайцев разительно отличается по стилю даже от многое позаимствовавших у них японцев. Основным материалом издревле служил бамбук, из него изготавливали все – начиная от перегородок в жилищах и заканчивая мебелью. Бамбук не гнется – потому в китайской меблировке так много прямых углов. Для плетения использовали раттан, альпийскую иву и стебли злаковых. Вторым основным материалом служила древесина твердых пород (черного, розового дерева и тика). Особо ценились изделия из красного сандалового дерева, благодаря плотности, жесткости и устойчивости к гниению. Поражает отношение к предметам интерьера: исповедуя кредо – ничего лишнего, китайские вещи всегда были не только красивыми, но еще и функциональными. В качестве примера можно привести варианты «подушек»: дорожные сундучки для денег с весьма жесткой крышкой-подголовником, красиво украшенной инкрустацией, валики из фарфора, кости или дерева.

Один дом – одна комната
Ваза «Черная хризантема» ТЕАМОЕвропейцы воспринимают китайские интерьеры поверхностно, тогда как оформление личного пространства для восточного человека наполнено глубоким смыслом. Главный принцип – сохранение равновесия и гармонии. Большое значение у китайцев придается моментам, европейцам малопонятным: к примеру, курительницу рекомендовалось переносить с места на место в течение дня несколько раз, чтобы покой, символизируемый ею, сочетался с подвижностью. Разницу мышлений можно проследить в мелочах. К примеру, шкафы в Поднебесной условно делились на два вида: в хозяйственных, более сырых помещениях, стояли шкафы на высоких ножках, а в жилых – на низких. Потому китайцы сдержанно улыбаются, увидев в европейской гостиной шкаф на высоких ножках.
В западной традиции считается, что желтый цвет улучшает настроение и воздействует успокаивающее в то время как в Китае этот цвет ассоциируется с властью. Классические цвета отделки: красный, голубой, зеленый, белый и золото.
Традиционно цвет используется очень активно, особенно когда дело касается отделки мебели. Яркость китайских фасадов поражает искушенных европейцев. При всей хитроумной проработке декора, сами конструкции довольно просты. Как и жилища: один дом – одна комната. (Вам также будет интересно как делать декор стен).

Дорога Ци
Восточный дизайнНесмотря на разницу в восприятии, европейцы немало заимствовали у Востока, интерпретируя ориентальные мотивы по-своему. Однако первоначальное значение при этом утрачивалось. По мнению китайцев, в природе не существует симметрии, потому в их мебели так много уступов, перемычек и зигзагов, способствующих лучшей циркуляции положительной энергии Ци. Интерьер в целом должен иллюстрировать текущее состояние ума владельца. К особенностям можно отнести отсутствие приверженности к гарнитурам (в Китае мебель не собиралась по принципу соответствия материала и формы; бамбук мог сочетаться с сандалом).
Китайцы, в отличие от других жителей Востока, предпочитают стулья циновкам и сон в кровати, а не на полу.
Узнаваемы европейцами сочетания красного и черного, а также декоративные замки-накладки. Не говоря уж о традиционном наборе символики: драконы, пионы и хризантемы, фениксы, веера, напольные вазы, иероглифы…

Шкатулка с секретом

ШкатулкаБолее всего Китай славится технологией лаковой мебели, высоко ценимой и у себя на родине. Уже в период «Воюющих царств» (475-221 гг. до н.э.) были известны изделия из лака. Это и неудивительно, учитывая преимущества: лаковые изделия не боятся сырости, кислот и щелочей, стойки к высоким температурам, отличаются долговечностью и прочностью. Наиболее знамениты работы мастеров Фуцзяни (прозрачный лак); разделяют также полированный лак, пекинский резной лак, мебель с глубоким рельефом, лак на кожаной арматуре и многие другие разновидности.
Центром считается Пекин, где создавали многослойные покрытия (до ста и более слоев лака). Недаром сложилась поговорка: «Работа с лаком требует ума ученого, напряжения рабочего и долготерпения монаха». Именно потому сегодня в Европе создают имитацию лака с помощью современных полимерных материалов, ведь при всем многообразии аутентичных технологий – все они очень сложные и трудоемкие.

Рокайльная ножка
Кровать ORIENTAL DECO. Массив бука, лак. Китай XIXв.В период Рококо в Европе создавали имитации под китайскую мебель с лаковой росписью. Подражали не только самой технике, но и тематике изображений, помещая на комодах и ширмах традиционные китайские мотивы: фигурки людей, храмы, мостики… Особенно славились искусностью французсвой способ лакировки в 1730 году. Со временем им удалось улучшить формулу лака, благодаря добавке копайской смолы, привезенной из Бразилии. Лакированная мебель начала выходить из моды лишь в конце XVIII в., с началом использования новых сортов качественной древесины с красивой текстурой. Во Франции пользовались огромной популярностью изящные китайские лаковые столики на высоких точеных ножках с круглой столешницей небольшого диаметра. Материалом служило как дерево, так и бронза, с полудрагоценными камнями в отделке.
В начале XVIII в. появились столики с S-образными гнутыми ножками, послужившие впоследствии прототипом ножек «кабриоль» раннего европейского Барокко. Заимствовали и отдельные элементы – ножку «лапа-шар».
Традиционная китайская мебель очень красива, но несколько непривычна европейцам. Кан – бамбуковая, или плетеная из лыка кушетка без обивки, но с богатой отделкой из слоновой кости, полудрагоценных камней или мрамора, – свидетельство знатности и высокого достатка хозяина дома. Появление такой формы спровоцировали нормы этикета, запрещающие мужчинам посещать спальню в дневное время.
Кровать на низких ножках, с невысокими резными бортиками по периметру, высоким изголовьем и резными столбиками, поддерживающими балдахин, никогда не размещают у окна. Были и полностью закрытые кровати, наподобие шкафа с боковыми поверхностями, украшенными ажурным орнаментом.
Китайские стулья, несмотря на жесткость, ортопедически безупречны для поддержания правильной осанки. На таком не посидишь, закинув ногу на ногу. Потому в европейских образцах сознательно смягчают сиденье.
Классика для Китая – табуреты-бочонки и табуреты-столики, одинаковые по высоте, но разные по длине и ширине, что позволяет использовать их также в качестве столиков для сервировки. Еще одна разновидность – складные стулья с Х-образными ножками и спинкой в виде декоративной решетки.
Столы чаще всего низкие, с ажурной царьгой. Шкафы рассчитаны на расстановку в ряд или один на другой, по тому же принципу, что и табуреты, образуя «ступеньки»-полочки. Для демонстрации вещей использовали открытые шкафчики и ниши.

Образ мысли

Чашка «Лето Азии» ТЕАМОКак правило, комплекты мебели состояли из парных вещей. Разбивалась подобная симметрия благодаря деталям: каллиграфия и картины на стенах, цветочные композиции, отдельно стоящие столики. Обязательный элемент китайского интерьера – ширма. В качестве таковой могут выступать деревянные ажурные или расписные, бумажные или шелковые, украшенные вышивкой или рисунком двух- или многостворчатые загородки. Веер – еще одна характерная деталь, неизменный атрибут китайского ученого, философа, поэта, художника. На его полях записывали мысль, образ или удачно найденную рифму. Он, как и традиционный китайский фонарь, – часть образа жизни китайца. Есть даже особое направление в живописи, когда рисунок имеет форму раскрытого веера. Особенно славятся гунские веера, украшенные изображениями цветов, птиц, пейзажей и состоящие из тысячи бамбуковых планок.
Китай – страна шелка. Но помимо самой ткани, существует еще множество других традиционных изделий: парча и разновидность гобеленов, сотканных из высококачественного шелка и золотых ниток, ручная вышивка на одежде, кружево и батик. Именно в возможности переставлять предметы и детали интерьера, «выстраивая» нечто согласно сиюминутному ощущению себя, и заключается элемент созерцания, без которого, по мнению китайцев, жизнь превращается в бессмысленную суету.

Автор: Людмила Молодан
Источник: Перепланировка квартир


Услуги:

топ
Грунтование Goodmaster
топ
Бетонные работы Goodmaster
топ
Покраска потолка Goodmaster
топ
Уборка после ремонта Goodmaster
 

Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи