Стеклянные цветы

Новаторство (стиль модерн в архитектуре)
Doorway, Castel Béranger (1895-98) by Hector Guimard, 14 rue La Fontaine, Parist.tifПоявлению стиля модерн мы обязаны в первую очередь архитекторам, которые в конце XIX – начале XX века по достоинству смогли оценить такой пластичный материал как бетон. Известный еще древним римлянам, использовавшим его в качестве связующего в архитектуре (по составу это был несколько иной бетон, отличный от современного, так как в него добавлялся вулканический пепел – но сам принцип материала аналогичен). Бетон в архитектуре дал возможность искривлять линии стен по прихоти человека, изгибать фасады, круглить окна и струить карнизы – подобные конструкторские решения позволили воплотить в жизнь принцип «органической архитектуры» с привязкой строения к окружающему пейзажу. С тех пор внешний облик здания стал зависеть от его внутреннего содержания. Конструктивные и декоративные элементы соединились в единое целое, а само создание дома начало мыслиться изнутри-наружу.

Многоликость
Леон Бакст. Интродукция к балету Хамфри СирлаСтиль привлекает некоторой степенью эклектичности, возможностью уложить в канву модерна черты искусства разных стран и эпох. А также символизмом, который как никогда соответствует обществу массового потребления рекламного знака. Когда любая загогулина или даже простое сочетание двух цветов могут обозначать целые корпорации с мировыми именами. Важно только не путать этот стиль с простым понятием «современного», а также с модернизмом.

История развития стиля модерн
Исторический модерн многолик: модерн венский (сецессион в Австрии), берлинский (югендстиль), парижский («артнуво» во Франции), итальянский (либерти), московский, петербургский, «национальный романтизм» Скандинавских стран.
Представители французской, чешской и венгерской разновидностей модерна были декоративистами; немецкие и английские – мастерами-конструктивистами.
Модерн привил европейцам любовь к панно, мозаикам, витражам, кафельной облицовке, декоративным рельефам всему сразу в рамках одного интерьера. Декор стал неотделим от внутреннего пространства. В оформлении применялись цветная фанера, слоновая кость, металл, жемчуг. Нередко, предметы интерьера создавались по авторским чертежам на заказ. Близок нам модерн и тем, что все природные формы, от которых он отталкивается, служат лишь источником вдохновения, превращаясь в интерпретации архитекторов и дизайнеров модерна в ирреальные и фантазийные.

Парадоксы стиля
Эмиль Гале. СветильникХронологические рамки модерна очень узки – с 1886 по 1914 года.
Немалую роль в развитии стиля сыграло распространение электричества в 1900 году – искусственное освещение изменило цветовидение интерьеров, внесло новые приемы в оформление пространства. Чего стоили хотя бы витражи с подсветкой. Кстати сказать, огромные окна на весь этаж (готические соборы не в счет – речь идет о пространстве человека, а не Бога) – также изобретение модерна.
На самом деле этот стиль настолько разнообразен и вариативен, что в его многочисленных ответвлениях можно найти мотивы и цветовые сочетания на любой вкус. О Вене конца ХIX века писали: вавшиеся в этом городе, не знающем суеты, свидетельствовали о присущей Вене культуре и непринужденном юморе. Их отличала богатая декорировка поверхностей, иногда даже чрезмерная, которая сочеталась с искусным выполнением деталей и нередко смелым, даже грубоватым подбором цвета».
И рядом с тем с 1898 года в Вене существовал «Сецессион» – «стиль практической полезности» с его простыми геометрическими формами и минимумом декора. Одного из архитекторов венского модерна за пристрастие к геометрии и вовсе прозвали «дощатым» или «квадратным». Дальше всех зашел австрийский архитектор А. Лоос, который вообще отказался от всяких «орнаментов как детского лепета живописи» и «искусства дикаря».

Искусство изменит мир
Jacques Gruber. Ecole de Nancy. Музей в ПарижеПервоначально искусство модерна рассматривалось в качестве средства социальных преобразований. В обществе сильна была вера в то, что искусство может изменить мир. С этой целью утверждалось единство стилеобразующих принципов окружения человека – от архитектуры до деталей костюма. В результате такого симбиоза линейные плетения и растительные узоры усыпали потолки, стены и платья на равных правах.
Художники и архитекторы модерна проектировали не только стены и фасады, но и мебель, интерьеры, автомобили.
Так что не удивительно, что модерн получил широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве, где предметы уподобляются органическим формам, а широкой индустрии противопоставляется ручная работа. Сегодняшние аналогичные тенденции – отклик прошлого модерна.

Прообраз современности
В период модерна были организованы творческие мастерские, послужившие образцом для современных французских дизайнеров: объединения архитекторов и художников-прикладников, которые могли разработать и осуществить конкретное задание. Среди подобных творческих групп можно отметить «Мезон модерн», оказавший огромное влияние на формирование вкусов в начале прошлого века. Среди талантливейших участников были бижутьеры, разработчики эскизов вышивок и мебели. Весь интерьер создавался в прекрасно налаженных мастерских мастерами-исполнителями.

Мастера стекла
Дом-студия Виктора Орта. БрюссельЭпоху модерна можно смело называть эпохой стекла.
На выставке 1900 года особо ярко проявил себя Эмиль Галле – блестящий экспериментатор над созданием новых видов стеклянной массы. Полупрозрачный материал он комбинировал с непрозрачным, создавая многослойные поверхности, напоминающие драгоценные камни или камеи. Скульптурный декор стен у него «переполз» на вазы, с характерной для модерна орнаментикой и мифологическими сценами. Сложная по форме посуда Эмиля Галле составила славу французскому стеклу того периода, его последователей можно обнаружить по всей Европе и в наши дни.
Выдающимся мастером бижутьером первых десятилетий XX века был Рене Лалик, также работавший со стеклом. И если Галле был мастером имитаций, то Лалик понимал и выражал свойства самого материала. В его работах нет скульптурных повторений, каждая вещь – своего рода драгоценность.
В 1901 году случился новый прорыв – Анри Кросом был вновь открыт утерянный секрет выделки пластического стекла, позволяющего создавать из этого материала сложные формы вроде подсвечников.

Мебельные изыски
Здание Сецессиона. ВенаОт стилистического единства пространства интерьера был всего один шаг к мебельным гарнитурам. «Первую скрипку» начал играть сервант или буфет, размещавшийся обычно в гостиной и служившим подтверждением статуса владельца. Имеются ввиду классические буфеты: двух, -трех, -четырехстворчатые конструкции более двух метров высотой, с застекленными верхними дверцами и нижними глухими дверцами или ящиками. Сервант отличается меньшей высотой верхней и нижней частей. На примере этого предмета мебели можно с легкостью проследить основные тенденции модерна.
В качестве примера можно привести буфет бельгийского мастера Виктора Орта – это классическая четырехстворчатая конструкция покрыта «произрастающими» формами. Соединение частей мебели – плавные и изогнутые, даже стекла дверец из разноцветного стекла – выпуклые. Если говорить о конструктивном направлении, то главным мастером следует назвать шотландского архитектора и дизайнера Чарльза Ренни Макинтоша. Декоративность в его работах практически отсутствовала, мебель была геометричной и функциональной. Эталон – буфет «в японском стиле», созданный Чарльзом в соавторстве с супругой Маргарет Макдональд: простой, лаконичный и отчетливый по форме, с прямоугольными и квадратными элементами, он лишь слегка украшен изящным цветочным орнаментом. Кстати, именно Макинтош начал использовать восточные мотивы в европейском мебельном декоре, а мебель по его эскизам производится и сегодня.
От модерна берет отсчет сложное хитросплетение стилей и многообразие сочетаний, составляющие основу современной жизни. Этот стиль ознаменовал начало эры стекла и бетона, орнаментики и природных форм. Именно благодаря модерну наш мир выглядит сегодня таким, каким мы его видим.

Автор: Людмила Молодан
Источник: Перепланировка квартир


Услуги:

топ
Изготовление и монтаж армокаркаса Goodmaster
топ
Ковролин Goodmaster
топ
Сантехника Goodmaster
топ
Ламинат Goodmaster
 
Без имени, 16.07.2012, 13:19

Это мы знаем стиль модерн, а французы называют его "ар-нуво" в перев. "новое искуство", американцы - «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани), немцы - «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend), австрийцы - «стиль Сецессион» (Secessionsstil), английцы - «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль»), италийцы - «стиль либерти» в переводе "стиль свободы", или "свободный стиль".

Ответить

Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи