Жизнь на дереве и в камне

Новая Зеландия (домик на дереве строительство)
Treehouse от Pacific Environments ArchitectsПроекты на бумаге, еще не так давно казавшиеся сказочными и нерентабельными, сегодня с успехом воплощаются в экологичных домах, в офисах под стеклянными куполами среди леса, в гостиницах и ресторанах под кронами деревьев. Яркий пример такого подхода к дизайну – Treehouse от Pacific Environments Architects: дерево-дом на краю леса, больше напоминающее воплощенную детскую сказку, чем архитектурное творение. Человечеству уже мало самого факта дома, необходимо найти подтверждение тому, что такой дом – это возвращение к природе. Критики находят массу ассоциаций в данном случае: это и зубок чеснока, подвешенный для просушки, и фонарь, и маяк в ночи. Пространство ресторана рассчитано на 18 человек (не считая обслуживающего персонала). «Первый этаж» расположен на высоте 10 метров, к нему ведет деревянный навесной трап. Кухня и прочие технические помещения располагаются на уровне земли. Стержнем для архитектурного творения (10 метров на 12) послужила секвойя. Основной материал «стен» – клееные сосновые «ребра», сквозь которые открывается вид на окрестности. В ненастную погоду трассу накрывают акриловой пленкой, закрепленной на верхушке конструкции.

Испания
Fab Lab House, институт прогрессивной архитектуры IAACFab Lab House – или «дом на солнечных батареях», как его еще называют, – был построен в Испании по проекту специалистов института прогрессивной архитектуры IAAC. Для сборки подобной конструкции необходимо всего пятнадцать дней; материалами служат всем доступные древесина и фанера. Этот дом напоминает огромного кита на трех опорах – такая форма позволила увеличить внутренний объем до 75 метров квадратных в расчете на семью из четырех человек.
Идея «дома как дерева» получила в данном случае дивную трансформацию: со слов авторов становится ясно, что они ассоциируют энергию с листьями, а производимый лампочками свет – с «плодами». При этом количество «плодов», как показала практика, превышает потребляемое в три раза. Встроенные системы управления позволяют гибко регулировать взаимодействие дома с окружающей средой для создания максимально комфортного микроклимата. Девиз проекта прост: если в ХХ веке «форма следовала за функцией», то в ХХI –«форма следует за энергией». Жилище больше не представляется в виде управляемого механизма –это живой организм. Команда проектировщиков совместила на 75 метрах спальню, столовую, лофт с кроватями для гостей, кухню и ванную.

Голландия
Ванная комната, Бюро i29Одно из самых креативных и непредсказуемых бюро в мире – голландское бюро i29. Ему принадлежит проект квартиры в Амстердаме площадью 140 кв.м.
«Интеграция природы в интерьер – важнейший аспект традиционной культуры родины (Японии) нашего заказчика», – отметили авторы.
Пространство квартиры разделено на два сектора: общественный – с кухней и гостиной, и частный – с ванной и спальней. Со стороны владельца разграничителем служит зеленая «стена». К этой живой изгороди вплотную примыкает ванная, отделенная от спальни ажурной лестницей, ведущей на крышу. Весь интерьер –торжество лаконичных форм и натуральных материалов: камень остается натуральным камнем, дерево –древесиной, а растение –живым. Не случайно эта ванная комната получила в Голландии первый приз Bathroom Design Award 2010.

Швейцария
Bjarne Mastenbroek и Christian Muller, Вилла ВальсЕще один пример – голландский проект на швейцарских землях «Swiss Quality» или Вилла Вальс, расположенная рядом с известным термальным источником. Дом площадью около 160 метров квадратных полностью утоплен в гору и рассчитан на проживание 10 человек (12-ти, в том случае, если по крайней мере четверо из них дети). Большой стеклянный фасад выходит на террасу в 60 метров квадратных, с которой открывается потрясающий вид на зеленые поля и на окрестные горы с заснеженными пиками.
Местность на уровне 3 тыс. метров над уровнем моря предоставляет массу возможностей для отдыха: пешие и лыжные прогулки, поездки на лошадях или велосипедах.
Дизайн Виллы Вальс был разработан Bjarne Mastenbroek и Christian Muller. Оригинальность их идеи заключалась в том, чтобы интегрировать дом в окрестный пейзаж, а потому попасть в виллу можно только по подземному туннелю, ведущему от домика Graubunder.
Продумано все, вплоть до угла наклона главного фасада дома, чтоб усилить ощущение величия при просмотре окрестных красот. Проект был завершен в 2009 году. В оформлении внутреннего убранства принимали участие лучшие голландские компании и дизайнеры. В нескольких минутах ходьбы от дома есть пекарня, супермаркет, банк, рестораны, улицы и площади города Вальс. Бесплатный подъемник Therme-ДорфBahn работает во время лыжного сезона. Сам дом находится в частной собственности и окружен большим садом.

Швеция
Bjarne Mastenbroek и Christian Muller, Вилла ВальсУ жителей скандинавских стран стремление быть ближе к природе, кажется, заложено в крови. Не удивительно, что и в Швеции дизайнеры не остановились на простом использовании натуральных материалов в оформлении интерьеров, а организовали проект Treehotel.
Философия проста: почему бы не создать красивый современный отель, позволяющий жить в гармонии с природой среди деревьев? И с помощью группы знаменитых дизайнеров эта идея была воплощена в реальность шведскими архитекторами Тэмом и Видегаардом Ханссонами (Tham and Videgaard Hansson), Сэндэллом Сэндбергом (Sendell Sandberg), братьями Сирен и Inredningsgruppen.
Источником вдохновления для авторов проекта стал фильм «Tradalskaren» («Любитель деревьев») Йонаса Сельберга Аугустена – это фильм о трех городских мужчинах, которые строят вместе дом, чтоб вернуться к своим корням. Его еще характеризуют Проект treehotel, номер Mirrorcubeкак философский фильм о значении «дерева» для людей в историческом и культурном контексте.
Четыре номера в различных концепциях появились в Харадсе, примерно в 60 км от Северного полярного круга, в часе езды от аэропорта города Лулео.
Названия домов отражают их дизайнерскую задумку: здесь есть номер Cabin в виде кабины или капсулы, конусообразный Blue Cone, номер «Гнездо» (Nest) и «Зеркальный куб» (Mirrorcube), который благодаря отражающимся от его поверхности деревьям сливается с окружающей природой.
Кстати, шведы прославились не раз в сфере дизайна интерьера. А экология стала настолько актуальным явлением, что начали возникать даже конкурсы соответствующей тематики. Шведский дизайнер Мария Вестерберг – один из победителей экологического мебельного конкурса Green Furniture Sweden с креслом из старых маек и разнообразного текстиля.
Мария Вестерберг – классический пример современного экодизайнера. Основной задачей большинства ее проектов является создание новых форм с помощью существующих объектов, помещение старых вещей с их собственным смысловым подтекстом в новый, непривычный для них контекст. Автор называет такой подход – наделение новой жизнью старых вещей. Мария закончила Interior Architecture and Furniture Design at Konstfack в Стокгольме, а ее бакалаврский проект «T-shirt Chair» был напечатан едва ли не во всех шведских журналах.

Украина
Mария Вестенберг, «T-shirt Chair»Если говорить об украинском экодизайне, то это в первую очередь цвет, материал и орнамент (акцент на зеленом, камень и древесина, а также цветочные узоры). Мировая традиция «возврата к природе», как мы смогли убедиться выше, – это соединение традиционных черт в новаторских формах. У нас же формы продолжают тяготеть к традициям. Самый яркий пример – дизайн Юрия Рынтовта и его мастерской Ryntovt Design, с его знаменитым девизом: «По земле нужно ходить шепотом». С одной стороны, национальные черты придают незабываемый шарм работам дизайнера, хорошо известного в Европе в том числе победами на «АрхиЕвро – 2008» в Мюнхене и Archi-Bau Awards – 2009. Самым известным проектом студии стала экологическая деревня под Харьковом, с домами из глины и дерева.
С другой стороны, отечественный экодизайн во многом все еще напоминает «танцы с бубнами»: клееные принты (хотя в Европе принты давно переводят на современные материалы особо извращенными методами); разговоры об энергетике места, которое может влиять на человека, но никак не влияет на сам дизайн; устаревшая цветовая довольно однообразная палитра и набор орнаментальных форм. Учитывая потенциал, наш дизайн мог бы быть намного лучше, стоит только избавиться от очевидных устаревших клише, а заказчикам начать давать больше свободы дизайнерам, ведь как показывает практика – за экодизайном великое будущее.

Свержение авторитетов Мартином Баасом
Отель «FriendHouse» Юрий РынтовтНо вернемся к голландцам, ведь если и можно было бы выделить лидеров в экогонке, то это именно они. Раскрывая тему близости к природе в интерьере, нельзя не рассказать о Мартине Баасе. В 2009 году он получил почетное звание Design Miami, став одним из самых молодых награжденных. Его творения похожи на капризы природы или воплощенные в материале чертежи детского творчества. Сам автор считает, что все, что он делает, – красиво. Ведь современная мебель преимущественно симметричная, глянцевая, просчитанная и выверенная до миллиметра. Мартин критикует такое «совершенство» и делает коллекции мебели вручную из отходов мебельного производства. Красота для автора – это естественная гармония, существующая в природе, и ей чужды симметрия и идеально прямые линии. Поэтому предпочтение отдается неказистому комоду, неуверенно стоящему на кривых ножках.

Сожжение идолов
Юрий Рынтовт, коллекция «Глянец»По сути, Мартин Баас выступает в роли отрицающего классический дизайн, как задолго до него кубистами отвергалась фигуративная живопись. Его задача – создание самостоятельных реальностей, независимых ни от каких общепринятых канонов, кроме главного источника вдохновения – самой природы. В подтверждение своей позиции Баас поджег стул ZigZag (1934 год) авторства Томаса Ритвельда. Еще на этапе обучения в Академии Дизайна в Эндховене Мартин топил, резал, сбрасывал с крыши предметы мебели и пришел к выводу, что лучший способ деформации – «сожжение». Этот прием стал излюбленным в арсенале дизайнера.
О таланте Мартина свидетельствует и тот факт, что его студенческие работы (к примеру, подсвечник Knuckle), был почти сразу запущен в производство.
Сам автор признается, что не способен воплощать в жизнь собственные задумки, именно потому он начал сотрудничать с Басов ванн Гердером: «Рядом с креативным дизайнером всегда должен быть профессионал, способный воплощать его идеи в жизнь», – говорит Мартин.

На грани
Мартин Баас, Сlay furniture«Часто, чтобы реализовать какую-то концепцию, приходится идти на уступки по отношению к первоначальной идее – менять материал, подправлять форму... Я не люблю компромиссов. Из-за этого то, что я делаю, иногда получается слишком дорогим. К сожалению. И лимитированным. Часы Grandfather я продал за 60 000 евро. Но таких было сделано всего 3, то есть в итоге я выручу максимум 180 000 евро – а ведь потратил на то, чтобы их придумать, уйму времени. Вдохновился, кстати, клипом Боба Дилана – тем, где он выбрасывает картонки со словами песни, которую поет. Так возникла идея иллюстрировать течение времени «движением в кадре».
Мартин использует такие нестандартные для дизайна материалы, как пластифицированную глину, по свойствам и внешнему виду напоминающую обычный всем знакомый пластилин. Дизайн Бааса – это дизайн «на грани». Многих это раздражает. Но в итоге мастер все равно делает