Вопрос об иконической архитектуре в свете пекинских фейерверков

Официальной причиной пожара называют возгорание в результате пиротехнического представления, которое было устроено во дворе комплекса для работников телевидения в честь новогодних празднований по китайскому календарю.

Но как бы красочно не выглядели фотографии пылающего Культурного центра на фоне ночного пекинского неба, резонанс события значительно превышает событие фактическое, даже если учесть материальные убытки от пожара и жизнь одного из спасателей. Пекинский пожар не стал бы сенсацией, если бы не символическое значение выгоревшего здания, как одного из наиболее смелых современных архитектурных пекинских проектов, авторство которого принадлежит Рэму Коолхаасу и Оле Ширену (Ole Scheeren).

Башня пекинского «Мандарин Ориентал» (как часто называют Культурный центр в СМИ, поскольку большую часть здания должен был занимать пятизвездочный отель этой сети) была частью «амбициозного» комплекса, созданного для государственного медиаконгломерата Китая, и композиционно уравновешивала башню Центрального китайского телевидения (CCTV), которая еще до завершения строительства обрела славу образца иконической архитектуры. Щедрая аналитика этого события скорее указывает на обнажившиеся конфликты архитектурного и социального плана, охватывающие множество аспектов, пересечением которых стал комплекс Коолхааса.

Наряду с другими зданиями, созданными для Олимпийских Игр (как, например, стадион «Птичье гнездо» Герцога и де Мерона или новый аэропорт Нормана Фостера), здание Национального телевидения сделало Пекин архитектурным эпицентром, создав ему имидж города, в котором идеи западных архитекторов достигают своего полного воплощения. «Петля» башни Коолхааса превратилась в главный символ нового Китая, олицетворяющий тридцатилетний путь стремительного экономического развития, в результате которого городское строительство достигло «невиданных ранее высот».

Пожар стал поводом для возобновления урбанисти ческой полемики о чрезмерных архитектурных преобразованиях древней столицы Китая с новой силой. Так, Томас Дж. Кампанелла (Thomas J. Campanella «After the Inferno» отмечает, что, возможно, «горящая башня была своего рода похоронным костром, символическим концом «архитектурных излишеств», которыми характеризуется постмаоистский строительный бум в Китае».

По его мнению, архитектурное наследие Пекина было определено как «регрессивное и устаревшее», вследствие чего в значительной степени было отброшено в попытке превратить древнюю пыльную столицу в символ китайского возвышения.

Сегодняшний Пекин, заполненный новыми офисными небоскребами и широкими автострадами, быстро превращается в исковерканную версию Далласа. «Изысканное произведение искусства превратилось в город, полный монстров, каждый из которых танцует под музыку, слышимую только ему».

Отдельные мегасооружения, такие как CCTV, «могут быть хорошей, даже признанной архитектурой; но они эгоцентричны и замкнуты, поэтому не участвуют в создании города. Хороший урбанизм – это больше чем сумма зданий, но их соотношение для определения и объединения улицы», – заключает Кампанелла. Возобновление дискуссий, по его мнению, должно, послужить толчком к «ведению более мудрой и ответственной градостроительной политики».

Поль Голдбергер в своем анализе ситуации отмечает, что пекинский пожар может быть воспринят как знак, свидетельствующий об опасности преклонения перед иконической архитектурой.  Хотя Коолхаас и попытался объяснить необычную форму здания, говоря о функциональной логике создания внутренней петли строения, более актуальными аналитическими тенденциями стали поиски не обоснований конкретного события, но универсальных взаимосвязей между радикальной архитектурой и катастрофой. Голдберг иронизирует, что, восприняв это буквально, Коолхаас начнет проектировать унылые однотипные здания; и это непременно должно стать гарантией отсутствия пожаров и других бедствий уже в скором будущем.

«The Guardian» назвала пожар «самым большим фейерверком за всю историю Китая». Несмотря на это, специалисты утверждают, что структура здания осталась практически невредимой, поскольку проект изначально отличал не только радикальный дизайн, но и прочность, позволяющая противостоять землетрясениям, обычным в этом регионе.

Однако вразрез с фактами, пожару в Культурном центре Национального телевидения Китая, по всей видимости, суждено стать очередной катастрофой, символом которой является архитектурная форма.


Источник: журнал "АСС"



Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи