Арт-ландшафты, или сады нового времени
Что такое арт-ландшафт
Четкого определения, что такое арт-ландшафт, нет. Однозначно, что это не сад в традиционном понимании.
Архитектор Елена Забелина, изучавшая арт-ландшафты, в книге «Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре» характеризует их как некую законченную композицию, музейную инсталляцию, скульптуру, внутри которой можно находиться; как произведение, в центре внимания которого оказывается человек, сознательно переживающий то, что он воспринимает и делает. Яркие и динамичные, иногда абсурдные, арт-ландшафты вступают в эмоциональное взаимодействие со зрителем. Для них характерно превосходство идеи над формой, ассоциативные связи и взаимопроникновение музыки, живописи, театрального действа, скульптуры и архитектуры; использование новейших материалов и технологий. В арт-ландшафтах находят свое применение нетрадиционные для создания сада и новые строительные материалы и технологии. Таким образом, можно утверждать, что арт-ландшафт — это композиция, где содержание и авторская идея доминируют над формой.
Стилевые направления арт-ландшафтов
Истоки арт-ландшафта кроются в абстракционизме — модернистском течении в искусстве ХХ века, принципиально отказавшемся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.
В арт-ландшафте, как и в искусстве, существуют различные стилевые направления. В зависимости от того, на каких идеях основывается композиция арт-сада, их можно разделить на группы: кинетические, артефакты, инсталляции, «архитектурные».
Кинетические сады берут свое начало от кинетического искусства — авангардистского направления, ориентированного на пространственно-динамические эксперименты, обыгрывающего эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Для создания эффекта движения используются вода и ветер — самые динамичные из стихий. Японский архитектор Макато Сей Ватанабе объясняет идеи кинетизма: «Ветер нельзя увидеть. Можно почувствовать его дуновение на своей щеке, но увидеть его нельзя. Только дрожание листвы деревьев выдает его присутствие. Ветви деревьев — это устройства для визуализации ветра».
Теоретики кинетического искусства отдают предпочтение движению как средству противостояния бесконечному повторению художественных форм. «Цвет как пространственный элемент, звук как временной элемент, движение, разворачивающееся во времени и пространстве, — вот основные формы нового искусства, которое обнимает четыре измерения бытия. Это связано с тем, что понятие скорости стало константой человеческой жизни. Эра искусства застывших, как в параличе, красок и форм, миновала. Человек все больше теряет восприимчивость к фиксированным образам, из которых ушла всякая жизнь», — писал итальянский художник-новатор Лючио Фонтана в 1946 го ду в «Белом манифесте», призывающем к искусству, охватывающему различные области науки и техники.
Самый яркий пример кинетического сада был представлен на Ливерпульской биеннале 2008 года. Архитекторы нью-йоркского бюро Diller Scofidio + Renfro создали инсталляцию Arbores Laetae — «Радостные деревья». Она представляла собой два десятка грабов, которые, благодаря использованию технических трюков и приспособлений, поворачивались и постоянно меняли свое расположение. Каждое дерево под наклоном в 10 градусов было помещено в круглую емкость с почвой и установлено на специальные вращающиеся с разной скоростью платформы. Постоянно менялся пейзаж, соотношение света и тени. «Когда я гулял сам по тропинке — дерево следовало за мной, и это было довольно странно…» — говорит один из авторов проекта мистер Скофидио.
«Артефакты» — произведения на грани скульптурных композиций в ландшафте, появляются в конце 1970-х начале 80-х годов. Артефакт — это «вещь второй природы, то есть вещь, сделанная человеком и автономная по отношению к природе; это также факт искусства (арт-факт), требующий полного творческого присутствия художника. Еще одно понимание артефакта связано с традицией, с культурой — это как вечная символическая данность, как что-то такое, чего не может быть, но оно таинственным образом случается». Искусственный объект-артефакт — символ технической части мира. Он ничем не нарушает природной среды; артефакт возникает и исчезает по воле художника.
Яркий пример артефакта в ландшафте — сад в Генте (Бельгия). Он украшен современными элементами: три органических деревянных скульптуры намеренно созданы контрастными этому традиционному саду. Структура артефактов объединена с рядом липовых деревьев, по ним вьются специально высаженные плетистые розы. В темное время суток желтое и красное освещение придает ландшафту мистический оттенок.
Другой пример — искусственные элементы в структуре городских общественных пространств. Так, акцентами площади Гранд Кэнэл в Дублине (Ирландия) являются «красная дорожка», вымощенная недавно созданным «прорезиненным стеклом», и светящиеся красным наклонные «колонны», своим расположением имитирующие эффект городской суматохи.
Инсталляции (от англ. installation — установка) имеют много общего с артефактами. Инсталляции — это пространственные композиции, которые создаются художниками из различных элементов — бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист Марсель Дюшан (1887–1968) и сюрреалисты.
Создавая в современных садах необычные сочетания обычных вещей, художник наделяет их новым символическим смыслом. Одна из самых эффектных световых инсталляций «Поле Света» была создана осенью 2008 года в Корнуолле (Англия) в рамках проекта «Эдем» британским дизайнером Брюсом Манро. Территория площадью 1200 м, заполненная шестью тысячами акриловых трубок, с расположенными внутри оптоволоконными кабелями под стеклянными сферами, с наступлением темноты расцветала тысячами огней. Автор вдохновлялся природными процессами пустыни, когда голая выжженная земля оживает после дождя.
Серия инсталляций французского графического дизайнера Sebastien Preschoux «Человек против машины» выражает протест технологическому засилью в жизни человека. Мастер наполняет природные пространства сплетенными вручную «паутинами»: «Мне нравится добавлять в окружение, в котором нет графического начала, яркие нити и выплетать из них геометрические узоры… В своих работах я концентрируюсь на линиях и их повторениях, пытаясь через них воспроизвести игру солнечных лучей в природе...»
Создание инсталляций в ландшафте становится все более популярным направлением, однако пока остается в рамках выставочных показов — такие композиции чересчур экстравагантны для частных участков, и даже на ландшафтных шоу всегда являются акцентом.
«Архитектурный сад» появился в результате стремления объединить в одно целое ландшафт и архитектуру. Он отражает современные тенденции в сфере архитектуры и дизайна.
Один из самых ярких примеров архитектурного сада — «Перекрестный сад» в Мадриде, выполненный испанским архитектурным бюро ElisaValero. Новые пространства, необходимые художественному музею Пласидо Аранго, были спрятаны в недрах «Перекрестного сада», выдавая свое присутствие лишь ритмично расположенными световыми колодцами, создающими отраженную фактуру неба на зеленой равнине днем и излучающими тусклый свет ночью. Сад объединяет все музейные постройки и является «пространством для созерцания», в котором физическое присутствие архитектуры принимает второстепенное значение. Архитектурный сад Palo Christi в Аризоне (США) выполнен в духе работ мексиканского архитектора ХХ века Луиса Баррагана — простым, естественным, удобным и эффектным. Использовались характерные для Баррагана приемы — желоба для воды, цветные оштукатуренные стены, формирующие «внешние комнаты» с эффектными видами. Даже тени, падающие от архитектурных элементов, не случайны — были найдены наиболее интересные «теневые узоры» в разное время суток. Архитектор Стив Марино свою работу назвал «постановочным дизайном ландшафтной архитектуры». Местная флора сочетается здесь с простой, рафинированной архитектурой. Простое, дикое пространство создает устойчивое ощущение места и связи с историей и регионом. Еще один архитектурный «Сад без границ», созданный Jane Sarah Bihr-de Salis и Garten LukoschusDinter в Швейцарии, также имеет простые и понятные формы, но при этом является живым и уязвимым. Дизайнеры задали себе вопрос — действительно ли сад должен иметь видимые границы? — и создали пространство, плавно перетекающее в окружающие поля. Пространственное разграничение участка и интересные перспективы создают живые стены из подстриженных грабов. Действительно, кажется, что сад от Jane Sarah Bihr-de Salis безграничен.
Резюме
Арт-ландшафты расширяют наше представление о саде. Авторы таких садов отражают в них свое мировоззрение и философские идеи. Создатели арт-ландшафтов, помимо самовыражения, решают также вопросы вторичного потребления бытовых и промышленных отходов.
Автор: Анна Вязовская, архитектор
Источник: Ландшафт. дизайн
Ландшафтные услуги:
Похожие статьи
- «ЗЕЛЕНАЯ КРОВЛЯ» — перспектива архитектуры большого города
История зеленых кровель давняя. Упоминались они еще 1000 лет назад, во времена Скандинавии и Средней Азии.
- Участки с характером. По горам, по холмам
Горный ландшафт с холмами дает очень интересный результат обустройства участка.
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.