Ландшафтная семиотика: мифологемы сада. Часть 2

11. Софиевка, Украина (Фото: Ольга Кшевжинская)Конечно, не все в садах является «носителем значений», есть и утилитарные объекты. Однако соотношение, связи, семиотическая роль утилитарных элементов в садах – далеко не случайны и также диктуются особенностями взглядов определенной эпохи.
Можно сказать, что в садовом искусстве есть значения всех характеров: есть надписи, иногда поэтические; есть скульптура, изображающая определенные мифологические и исторические персонажи 12, 13; архитектурные сооружения, созданные в честь какого-либо явления, понятия, лица (например, обелиски или храмы, посвященные тому или иному богу, памяти умершего или какой- либо добродетели) 14; есть фонтаны, со значением или без значения в 14. Вилянув, Польша (Фото: Ольга Кшевжинская)первом типе, но с непременным смыслом во втором 15, стилистическом типе; есть гроты и эрмитажи, различные по смыслу; есть даже пруды-памятники 16; есть исторические и поэтические воспоминания, связанные с садом, но не задуманные самим садоводом, а явившиеся результатом событийного обогащения сада, то есть появления в нем мест, связанных с какими-то происшедшими здесь событиями; есть отмеченные названием или каким-либо памятным знаком места (рощи, поляны) и т. д. и т. п.
15. Кромержиж, Чехия (Фото: Ольга Кшевжинская)Неоспоримо, что по характеру своей семантики «муза садоводства» (одна из трех новых, придуманных в XVIII веке в Англии Горацием Волполом) наиболее многоречива и многоязычна.
Садовая скульптура, тематика фонтанов 17, посвящения храмов и памятников, деревья, посаженные в честь того или иного лица или события, аллеи и пруды, посвященные тем или иным героям, – все это «говорило», представляло какие-то необходимые или излюбленные сюжеты. В Средние века, а частично позднее, сады бывали наполнены различными символами. Символами являлись в них цветы и кусты, деревья и даже населявшие сад птицы и домашние животные.
Вот почему ничто не могло быть произвольно передвинуто со своего места и никакая из скульптур не могла служить простым, «внесюжетным» украшением. Ж. Делиль в своей поэме «Сады» требует точного 17. Сады Барокко (Фото: Ольга Кшевжинская)соответствия скульптуры месту, где она помещена:
Пусть бронза чувствует и мрамор оживет!
Да не вступает бог в права другого бога:
Пан любит жить в лесу, не требуя чертога
Почто сей Нил, вотще венчанный осокой,
На суше с урною разбитой и пустой?
Почто встречаются Тритоны и Наяды
В безводном месте, где стоять должны дриады?
Новый стиль в садовом искусстве возникает не «рядом» со старым, как в большинстве искусств, а приходит на смену ему на том же участке земли. К старым же насаждениям во все века существовало бережное отношение: деревья 18. Сады Средневековья (Фото: Ольга Кшевжинская)ценились, и особенно самые старые; сохранялась старая планировка садов, старые строения. Поэтому смены совершались медленно. Сады не только строились, а и преобразовывались из старых. Еще одна особенность садово паркового искусства, о которой забывают вовсе. Сады и парки теснейшим образом были связаны не только с идеями и вкусами общества, но также с бытом их хозяев, с укладом жизни современников. Сады устраивались для размышлений, поэтических мечтаний, для ученых занятий, в Средние века – для молитв и благочестивых бесед 18, в Новое время – для приема гостей, их узкого или широкого круга, для празднеств, иногда для официальных приемов послов (как в Англии), иногда для любовных утех и интимных свиданий, в период Романтизма – для меланхолических прогулок и т. д. и т. п.: в каждую эпоху по-своему.
19. Сады Барокко (Фото: Ольга Кшевжинская)Сады Ренессанса возрождали античные сады, в них собирались преимущественно ученые или художники. Вместе с тем Ренессанс создавал сады для знати, они отвечали потребностям быта аристократии: здесь устраивались приемы и дружеские собеседования. Сады должны были соответствовать темам этих собеседований – преимущественно ученых, философских.
В поздний период Средних веков и в эпоху Ренессанса обязательным было музицирование в садах, танцы и игры. Хозяева и их немногочисленные гости должны были иметь возможность срывать с деревьев и кустов плоды, украшать себя сорванными цветами, 21. Нatfield house, Англия (Фото: Ольга Кшевжинская)находить в садах молитвенное или философское уединение.
В садах Барокко была усилена их семантическая сторона и элемент иронии 19.
Сады Эпохи просвещенного абсолютизма во Франции, а частично и в Англии, прославляли монарха аллегорическими изображениями, фонтанными группами и скульптурами. Сады Версаля были, например, насыщены солнечной символикой, ибо прославляли «короля-солнце» – Людовика XIV 20.
22. Еттлинген, Германия (Фото: Ольга Кшевжинская)В средневековых монастырских садиках лабиринты символизировали собой сложную и запутанную жизнь человека. Семь смертных грехов и семь добродетелей встречали его на этом пути. Лабиринты могли означать и крестный путь Христа.
В своей известной монографии «Сады и парки» В. Я. Курбатов так пишет о средневековых лабиринтах: «Одна деталь убранства садов появилась, вероятно, в эпоху средних веков и впоследствии была сильно распространена. Это лабиринты или дворцы Дедала, т. е. участки сада, прорезанные хитросплетенным рисунком дорожек с одним или несколькими выходами 21, 22.
23. Chtortue, Франция (Фото: Ольга Кшевжинская)Первоначально лабиринты изображались на стенах церквей как символы тех противоречий, к которым приходит ум человека, не озаренный Святым писанием. Наконец, тот же мотив начали применять в садах, так как на сравнительно небольшом пространстве получалось много места для прогулок. Петр I устраивал лабиринты во всех своих наиболее значительных петербургских садах, неизменно украшал их скульптурными группами на темы басен Лафонтена.
24. Версаль, Франция (Фото: Ольга Кшевжинская)Итак, для каждого стиля в садах были характерны свои растения, свои способы их посадки, расположения, сочетаний. Свою особую семантику имели в каждом стиле фонтаны, каскады 23, ручейки, пруды, оранжереи 24, расположенные в садах лаборатории, вольеры, фермы, аптекарские огороды 25 и лабиринты. Садовые постройки даже совершенно определенного назначения в каждом стиле получали свою особую семантическую окраску.
В семантической системе различных садовых 25. Аптекарский огород, Россия (Фото: Ольга Кшевжинская)стилей эрмитажи, например, имели самое разнообразное значение, подчас очень отдалявшееся от своего основного назначения: служить местом обитания отшельников (эрмита). Эрмитажи служили некими символами сада в целом и отличались разнотипностью, каждый из типов имел свое символическое значение, которое передавалось всему саду: эрмитаж был эмблемой и «девизом» сада, рядом с которым он находился 26.
26. Сады Барокко (Фото: Ольга Кшевжинская)Полноценное решение современных задач формирования пространства возможно при условии учета его семантики и содержательной значимости. C целью возвращения образной содержательности архитектуры необходимо восстановление сложившихся принципов ее формирования, основанных на проектировании сооружений и ландшафтных объектов в соответствии с семантикой пространств, типологией и характером их восприятия, т. е. их образной структурой.

20. Версаль, Франция (Фото: Ольга Кшевжинская)16. Кромержиж, Чехия (Фото: Ольга Кшевжинская)Автор: Ольга Кшевжинская, старший преподаватель кафедры ландшафтной архитектуры Института дизайна и ландшафтного искусства Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств, дизайнер ландшафта
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн


Ландшафтные услуги:

топ
Овсяница Гаутера Festuca gautieri C2 LD Group
топ
Готовый ландшафт под ключ Ландшафтная Мастерская
 

Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи

 

Лидеры продаж

Проект 25649
Общая площадь:161.40м2
Размеры:10.40 x 12.40
Проект 90008
Общая площадь:299.60м2
Размеры:15.20 x 19.20
Проект 25459
Общая площадь:173.30м2
Размеры:12.80 x 12.00