Красота и гармония, или о классических канонах построения сада

Как сделать коасивый сад своими руками
Гармоничность ландшафтаКрасота — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.
Гармония в переводе с древне-греческого означает связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность.
Органичность — неотъемлемость, неотделимость. Органичный — внутренне присущий кому-то, чему-то, закономерно вытекающий из самой сути чего-то.
Разумеется, эти три определения не образовывают исчерпывающую формулу красоты, однако в значительной степени являются основой ее алгоритма.
«Алгоритмы, формулы — скучновато, однако», — подумает читатель и окажется неправ. Цель этой публикации – вовсе не выведение формулы красоты. Да и вывести ее невозможно. «Почему?» — спросит читатель. Потому что: «Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши», — писал Ф. Ницше.
Для правильного созидания красоты кроме знаний необходим еще и талант. И как главная составляющая таланта художественный вкус — «то есть (по определению известнейшего в ХIХ веке русского садостроителя А. Э. Регеля) способность отличить в естественном изящное, и, наоборот, в критическом сознании того, что именно в известном ландшафте составляет недостаток или пробел».
Как правильно сделать красивый сад своими руками
Для правильного созерцания и оценки красоты часто бывает достаточно именно этой способности. Соответственно, не только художник, но и просто эстетически развитый человек не могут состояться без художественного вкуса. Иное дело, что талант даруется Богом, а художественный вкус возможно и необходимо развивать. Тот же А. Э. Регель отмечал: «И природа поддается анализу: если человек, стоя перед ней лицом к лицу, постоянно старается узнать, в чем именно заключается достоинство или краса, безобразие или недостаток того или другого природного мотива, и если он тщательно станет сравнивать одно место с другим, подобного же характера и колорита, то в результате получится ряд наблюдений, способных не только представить прочную точку опоры, но и значительно изощрить природный вкус».

Чувство меры
«Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку — чувство меры», — писал И. С. Тургенев.
Вне всяких сомнений, чувство меры необходимо всегда и во всем. Однако в созидании и созерцании прекрасного, чувство меры — фундаментальнейшая составляющая художественного вкуса. Вряд ли по этому поводу можно выразиться более кратко и точно, чем в еще дохристовы времена сказал великий «смеющийся философ» Демокрит: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным».
И что же это, если не самая краткая формулировка одного из важнейших диалектических законов — закона перехода количества в качество. Заметьте — закона диалектики, который работает всегда и везде, независимо от того, понимаем мы это или нет.
К великому сожалению, в наши времена и в древности, так же, как, впрочем чувство меры частенько отказывает садостроителям и их заказчикам. Нередко высказывается мнение, что и мотивация, подавляющая чувство меры, во все времена оставалась одной и той же. Изначальные созерцатели — заказчики – хотят в своей усадьбе всего и побольше. А созидателю только того и надо — больше сделаешь, больше и заработаешь. Выходит так, что по обоюдному согласию (при разных побудительных причинах) оба участника процесса готовы забыть о чувстве меры, а, следовательно, и о хорошем вкусе. А закон срабатывает объективно — независимо от нашего желания или незнания. И следствия не заставляют себя ждать.
«Да, надо строить сад! Но меру соблюдать.
Легко утратить вкус, коль моде угождать.
Стремясь соединить различнейшие стили,
Иные модники подряд нагромоздили
Ротонду, пагоду, беседку, обелиск –
Европу, Индию, Китай и Рим! А риск,
Что создан лишь хаос – безвкусицы примета –
Их не страшит: зато там есть все страны света!..
Нельзя на маленьком пространстве,
в узкой рамке,
Все сразу поместить — беседки, гроты, замки,
Часовни, пагоды… Пленить, стараясь всех,
Лишь осуждение ты вызовешь и смех».
Эти строки, написанные в XVIII веке Жаком Делилем, создавшим знаменитую поэму «Сады», актуальны и по сей день для садоустроителей. Потеря чувства меры и в большом, и в малом одинаково обязательно заставляет срабатывать безжалостный, но очень справедливый диалектический закон. Что там «беседки, гроты, замки». Один лишний камешек, мгновенно превращает каменную композицию в маловыразительную из кое-как сваленных камней, одно лишнее дерево или куст — и вот красивый растительный мотив стал хаотическим сплетением ветвей, стволов и листьев, больше похожий на надоедливый скучный подлесок.
Чувство меры — качество категорически необходимое для человека, претендующего на обладание хорошим вкусом, — будь то художник-профессионал или просто эстет-любитель. Кроме того, к величайшему сожалению, приходится все чаще и чаще встречать «произведения » «искусства тонкого», изобилующие бессмысленными грудами разных камней и как-то разбросанных между ними столь же бессмысленными смесями разноцветных и разнофактурных растений. В подобных произведениях отчетливо звучит лишь один, но зато ясный и яркий мотив — чем больше, тем лучше. Иному малопросвященному зрителю это может показаться (на некоторое время) даже красивым.
Уже упомянутый ранее А. Э. Регель по этому поводу писал — «… другим такая чушь может и нравится, потому что природа сама по себе настолько изящна, настолько роскошна, что требуется совершенно особый талант, чтобы насильно лишить ее всякой красы».

Ландшафтный словарик
Чтобы грамотно создать красивый и гармоничный ландшафтный дизайн, нужно учитывать ряд необходимых для построения пространства важных критериев.
Единство и соподчиненность. В построении ландшафтной композиции существует два принципа: разделение и объединение. Разделение, ограничение отдельных частей наблюдается при зонировании участка, выделении различных типов пространств. Но чтобы сад выглядел гармоничным и целостным, необходимо объединить различные элементы).
Пропорции. Соблюдение правильных пропорций при построении композиции чрезвычайно важно, так как дисбаланс в пропорциях исказит всю картину сада в целом. Чтобы не ошибиться с выбором пропорций, используйте Закон золотого сечения: при делении отрезка на 2 части большая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к большей части. При нарушении закона исчезает чувство равновесия и комфорта.
Формула Фобиначи. Итальянский монах-математик Фобиначи, анализируя Закон Золотого Сечения, вывел на основании этого закона математический ряд. Каждый член ряда является суммой двух предыдущих и вполне соответствует пропорциям Золотого Сечения: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21...
Симметрия и асимметрия. Посадки и другие элементы ландшафтного дизайна могут размещаться в саду симметрично — равноудалено от осевой линии, либо асимметрично. Для сада в формальном стиле подойдут симметричные посадки, для сада в пейзажном стиле надо отдать предпочтение асимметрии.
Ритм — повторение какого-либо элемента с определенным временным или пространственным интервалом, а также повторение какой-либо композиции.
Контраст. Этот прием использует сильно выраженное различие пространственных форм и изобразительных категорий (светлый — темный, большой — маленький, высокий — низкий, гладкий — шершавый и т. д.).
Нюанс. Это тонкий переход от одного объекта к другому, характеризующийся незначительным различием в свойствах объектов.
Композиция — расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство.

Автор: Сергей Семенов, ландшафтный архитектор
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн


Ландшафтные услуги:

топ
Ясень обыкновенный “Пендула» 10/12 Fraxinus excelsior ”Pendula” LD Group
топ
Кизильник горизонтальный Cotoneaster horizontalis С2 LD Group
топ
Овсяница Гаутера Festuca gautieri C2 LD Group
 

Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи

  • Стены дома. Кирпич, облегченный бетон, стекло, керамические пустотелые блоки

    Помимо дерево в качестве материалов для стен дома еще используют кирпич, облегченный бетон, стекло,
    керамические пустотелые блоки.

  • Стены дома. Дерево

    Материалов и технологий для возведения стен дома сегодня предлагается множество. Значимая доля частных застройщиков предпочитает кирпич. Однако наряду с ним не меньший интерес могут представить керамические пустотелые блоки, облегченный бетон (пенобетон, керамзитобетон и т. п.), дерево (брус, бревно) и даже стекло. Каждый из материалов имеет плюсы и минусы, особенности применения и эксплуатации.

  • Хвойные в озеленении. Часть 4

    Прекрасным дополнением в озеленении Вашего участка выступают живые изгороди, аллеи и бордюры из хвойных растений

 

Лидеры продаж

Проект 25649
Общая площадь:161.40м2
Размеры:10.40 x 12.40
Проект 90008
Общая площадь:299.60м2
Размеры:15.20 x 19.20
Проект 25459
Общая площадь:173.30м2
Размеры:12.80 x 12.00