Воронцовский парк

Воронцовский парк
Фото: (Екатерина Кузнецова, Евгений Кривенко)До середины XIX века здесь были лишь россыпи диабазовых скал и малоувлажненная земля. А за четверть века вырос огромный парк с более чем 250 видами деревьев и 2000 сортами роз! Сегодня по уровню сохранности и ухоженности этот парк занимает первое место среди садово-парковых памятников южного берега Крыма.
Бывшая резиденция генерал-губернатора Новороссии графа Михаила Воронцова притягивает тысячи туристов вне зависимости от времени года и всегда востребован кинематографистами. Для кино – это потрясающие естественные декорации с готическим акцентом.
«Посмотреть 40 гектар этого сада без помощи квалифицированных гидов посетителям парка сложно. По стилистическим признакам парк делится на регулярную часть (ближайшая к дворцу территория и его южные террасы) и обширную пейзажную часть, дополняющую природу по принципу амфитеатра, в основании которого «Чайный домик» на берегу моря. А прибрежная дорога делит парк на Верхний и Нижний.
Планировочные и посадочные работы начались здесь в 1824 г. еще до возведения жилых построек», – рассказывает ведущий научный сотрудник дворца-музея, крупнейший исследователь крымских усадеб Анна Фото: (Екатерина Кузнецова, Евгений Кривенко)Галиченко. «На первом этапе создания парка цветы и цветущие кустарники несли на себе основную эстетическую нагрузку. Но и в дальнейшем они играли немалую роль. Красочный живописный наряд был свойственен Алупке всегда – этому способствовал и климат, и требование привыкших к роскоши хозяев, и пресыщенная мода той эпохи.» Кстати, по словам Анны Абрамовны, магнолии, так же, как и кипарисы, вполне могут ассоциироваться с образом Алупки, так как появились в ней раньше, чем в остальных местах Южного берега Крыма. Обычно в Россию эти экзотические растения завозили исключительно для оранжерей и держали там в виде кустарников. Сейчас уже никто не назовет имя того, кому первому пришла в голову мысль высадить их в грунт, но только уже в 30-е годы XIX века ни одно сообщение из Алупки, ни одно донесение управляющего не обходилось без описания самочувствия саженцев: «Все магнолии, Фото: (Екатерина Кузнецова, Евгений Кривенко)посаженные Вашим Сиятельством, исключительно принялись, они подросли на дюйм». Этим подтверждается, что сажал их сам Михаил Семенович Воронцов. И он этим очень гордился. Вместе с магнолиями в Алупке появились из Англии рододендроны, азалии и камелии, которыми тогда увлекалась вся Европа. За этими редкими кустарниками посылались специальные экспедиции в самые глухие уголки Америки, Африки и Азии. Так же, как магнолии, их сажал сам Воронцов, и при этом вел регулярные наблюдения, которые заносились в дневник.
Они периодически замерзали в холодное время года, но их упорно, год за годом, сажали, вплоть до революции 1917 года.
С 1824 года в течение четверти века парк находился под присмотром немецкого садовника Карла Кебаха. Много сделали для его создания и ученые Никитского ботанического сада, особенно его второй директор Николай Гартвис. Именно при участии Гартвиса Алупка была вовлечена в международный обмен растениями.

Особенности ландшафта

Фото: (Екатерина Кузнецова, Евгений Кривенко)Сложно представить, что когда-то вместо этого райского уголка были лишь россыпи диабазовых скал и малоувлажненная земля с пересеченным рельефом. Создание уникальной системы озер, водопадов, каскадов, полян и дорог стоило колоссальных трудов и средств. Тысячи тонн камней убирали, а взамен для полян и куртин привозили в мешках и корзинах плодородную почву с Ай-Петринской яйлы.
Дворец с его горизонтальной протяженностью корпусов и парк, поднимающийся от берега моря по вертикали рельефа, последовательно раскрывают страницы истории: первый – средневекового зодчества, второй – европейского паркостроения. По словам Анны Абрамовны, в парке будто бы заложена память об истории ландшафтного искусства в его лучших проявлениях. Движение Фото: (Екатерина Кузнецова, Евгений Кривенко)прослеживается по вертикали алупкинского амфитеатра и начинается прямо у моря. Недалеко от нынешней пристани на полукруглой площадке приютилась дорическая колоннада Чайного домика в окружении платанов, лавров, дубов, столь любимых в Древней Греции. За этой куртиной следует пять возвышающихся друг над другом регулярных террас, укрепленных мощными подпорными стенами. Чем выше, тем более развито «готическое» украшение, дающее понятие о той или иной эпохе. На первой ступени маленькие пристенные фонтанчики, популярные еще в раннем средневековье. Выше – следующая терраса, закрепленная фонтаном «Раковина». А непосредственно перед дворцом раскинулась знаменитая Львиная терраса. На парапетах подпорной стены установлены вазы каррарского мрамора. Некоторые из них имеют барельефные гирлянды с головками Диониса. Среди стриженой растительности берет начало широкая, чуть трапециевидная лестница из диабаза с мраморными белыми фигурами спящего, пробуждающегося, поднимающихся на лапы и сторожащих львов. Все они - из мастерской болонского мастера Винченцо Боннани, о чем свидетельствует выбитая на пьедестале «Спящего льва» авторская подпись.

Малый хаос
Фото: (Екатерина Кузнецова, Евгений Кривенко)Симметрия цветников и парных флорентийских каскадных фонтанов, белизна ваз, скамеек служат украшением дворца и парка в разные сезоны. При входе в Верхний парк со стороны восточного фасада стоит весьма скромный диабазовый пилон. Над отверстием для воды дата – «1839». Она свидетельствует об окончании планировки этого района и завершении строительства протянувшегося чуть ли не через весь парк многоступенчатого каскада, названного в честь романтической оперы немецкого композитора Карла Марии Вебера «Вольный стрелок». Верхний пейзажный парк уникален в художественном смысле. Вместо архитектурных и скульптурных украшений там естественные природные формы: павильон заменяет навес скалы или тень раскидистого дерева, а фонтаны – это водопады и ручьи, как скульптура – выразительный ствол реликтового крымского дерева – земляничника мелкоплодного. Фото: (Екатерина Кузнецова, Евгений Кривенко)Ближе всего от дворца тенистый Малый хаос – сад медитаций, череда зеленых интерьеров, мест уединения среди невысоких скал и гротов, черемуховых, кизиловых, самшитовых и лавровых ширм. По тонкому замечанию нашего гида, деревья не солируют, а как бы слиты в одну общую массу. Даже в нестерпимо жаркий день там плотная масса зелени дает тень, а с ней и легкий воздух. Ненавязчиво следуют за рельефом дорожки, ступеньки, подпорные стенки. Именно Малый хаос особенно привлекает приезжающих в Алупку поэтов и художников. Пройдя тропинками Малого хаоса, погружаясь то в сумрак, то в свет, вдруг оказываешься на открытом пространстве перед Платановой поляной, где мощные формы деревьев, освещенные солнцем, словно воспевают мудрость, красоту и вековечность природы. Эмоциональные потрясения «запрограммированы» и по выходу к Солнечной, Контрастной и Каштановой полянам. В этом путешествии всегда путеводной «звездой» остается Ай-Петри. Создатели парка отделяли ее от остального массива гор, специально выращенными «рамами» из кипарисов, сосен и других высоких деревьев – так, чтобы громада Ай-Петри заменила невидный в этой части парка образ дворца и восполнила то, что в других парках сооружалось специально: руины, башни, часовни.

Водоемы Воронцовского парка
Фото: (Екатерина Кузнецова, Евгений Кривенко)Особо впечатляют во время прогулки по верхнему парку его водоемы. Лебединое озеро, окруженное камнями и скалами, возникает как по мановению волшебной палочки. И в центре этого «зеркала» неожиданный фонтан-пирамида — с всего одной бьющей вверх струей. Совсем рядом Форельное озеро с непуганой форелью - его обрамляют замшелые круглые камни и густые заросли лещины с диким виноградом. А третье озеро Зеркальное — спрятано среди скал и густых зарослей деревьев. Со всех сторон его окружают скалы, дно выложено плоскими диабазовыми камнями, а сверху шатром нависают деревья. Чистота и прозрачность воды образуют на поверхности четкое Фото: (Екатерина Кузнецова, Евгений Кривенко)цветное отражение, сквозь которое видится второе, зеркальное отражение парка. Здесь, как и во многих уголках парка, специально оставлены просветы в деревьях - для естественного освещения, проникающим светом солнца на рассвете или закате. От Зеркального озера извилистая тернистая тропинка среди зарослей кизильника, клена и дуба пушистого ведет к подножию Большого хаоса. Это обломки застывшей вулканической магмы. При обустройстве парка из окаменелых нагромождений извлекали мелкие осколки, а вершину нарастили, посадив там итальянские сосны и земляничник. Для эффектного финала прогулки по Воронцовскому парку обязательно надо туда взобраться и в качестве бонуса будет ваш выкрик: «Вау-у! » – перед глазами открывается неописуемая словами панорама моря, гор и всего дворцово-паркового ансамбля.

Авторы: Екатерина Кузнецова, Евгений Кривенко
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн


Ландшафтные услуги:

топ
Дерен отпрысковый Cornus stolonifera C 4 LD Group
топ
Комплексный уход за садом Ландшафтная Мастерская
топ
Ручная укладка плитки (все виды плитки) Золотой Мандарин Квадра
 

Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи

 

Лидеры продаж

Проект 25649
Общая площадь:161.40м2
Размеры:10.40 x 12.40
Проект 90008
Общая площадь:299.60м2
Размеры:15.20 x 19.20
Проект 25459
Общая площадь:173.30м2
Размеры:12.80 x 12.00