Green Capital
Команда А: Ерен Шиппер, Стефан Кефли, Джейсон Хильгефорт; Екатерина Долгая, Алексей Федоренко, Сергей Ферлей, Денис Матвиенко, Мария Назаренко, Ольга Прокопенко
Стратегия
Противоречия сегодняшнего развития Киева, с которыми пришлось столкнуться участникам воркшопа из команды А, ярко проявились в названии, выбранном для проекта. Green Capital объединяет как экологические, так и экономические смыслы, имея отношение одновременно как к столице, так и к капиталу. Если первая часть названия прямо указывает на холмы как на основной ландшафтный ресурс города, то вторая аппелирует к вопросу о том, как неизбежное слияние территории с финансовыми процессами и интересами может быть проинтерпретировано таким образом, чтобы нанести наименьший урон «зеленой» составляющей города.
Первоначальная ставка архитекторов на поиск исторической и культурной идентичности города в результате оказалась малооправданной.
Моментальная визуальная диагностика, проведенная в течение однодневной прогулки, позволила выявить ее неотвратимый кризис, к наиболее показательным признакам которого можно отнести фактический распад территории холмов на конгломерат слабосвязанных друг с другом фрагментов, отсутствие единой концепции ландшафтного дизайна, монументализацию и диснейлендизацию пространства соответствующими образами, унаследованными от советского времени либо произведенными рекламной индустрией. К неизбежностям эпохи также пришлось причислить постепенное превращение правобережной исторической части города в новый Манхеттен на холмах. Какой же может быть в этих условиях действенная альтернатива?
В итоге, за путеводную нить был выбран Нью-Йорк с его Центральным парком. Проектирование было направлено главным образом на усиление ландшафтного, культурного и рекреационного потенциала холмов. При этом архитекторы мыслили себя подобно хирургам, взявшимся за миссию осторожного вмешательства в ткань киевской кромки с целью ее исцеления.
Структура
Разделив территорию на восемь участков, члены команды А предложили индивидуальный подход к каждому из них, одновременно руководствуясь некими общими предварительными принципами и ограничениями. Главное внимание было уделено «забытым» территориям вдоль правобережья – таким как нижние террасы парков и набережная вдоль Днепра, а также налаживанию связей с рекой.
В районе Музея Великой Отечественной войны, была предложена организация пешеходного бульвара вдоль набережной с постройкой дополнительного культурного сооружения на воде и стоянкой водного транспорта. Участок вокруг Киево-Печерской Лавры получил дополнение в виде длинного прогулочного пирса, обустроенного подобно пешеходной аллее. Основные изменения в районе Памятника Славы относятся к области транспортного обеспечения. Кроме дополнительного выхода из станции метро на уровне набережной и пирса с велосипедными дорожками, архитекторы считают целесообразным организовать подземные стоянки именно в этой части холмов. На участке от Площади Славы до Мариинского парка прослеживается дефицит прогулочной аллеи с видом на реку, проект которой предусмотрели архитекторы. К аллее добавляется новая застройка с функцией общественного обслуживания, а на уровне реки – организация причала для яхт. Склоны вдоль Мариинского парка следует очистить от хаотичной растительности и разбить на широкие и открытые террасы-платформы, обеспечивающие выход к реке и включающие паркинг. Бульвар, продолжающийся непрерывно вдоль всей набережной, в районе Летнего театра и стадиона «Динамо» может превратиться в одну из наиболее активных
частей парка, насыщенную разнообразными развлечениями. Архитекторы предложили сконцентрировать большую часть проектируемого луна-парка (теннисные корты, бассейны, аттракционы, поля для спортивных игр, колесо обозрения) на воде. Ироничное название зоны в районе Почтовой площади – functional funicular – указывает на основную проблему этой территории – отсутствие удобного транспортного сообщения. Ее можно решить лишь при условии развития экологически безопасного общественного электротранспорта, такого как трамвай и канатная дорога. Последний участок на территории холмов расположен в районе Пейзажной аллеи и заповедника «Древний Киев». Обозначив его названием «Сказочная долина», архитекторы стремились акцентировать внимание на необходимости сохранения особенностей локального ландшафта и преимуществах его культурно-рекреационного использования.
Принципы
Интерпретация возможностей преобразования киевских холмов, поданная командой А, возможно, наиболее соответствует заданию ворк-шопа. Холмы рассматриваются как некое целостное ландшафтное образование, тянущееся непрерывно вдоль реки и составляющее с ней единый неразрывный культурно-рекреационный комплекс. В основу проекта положена некая сеть координат, базирующаяся на принципе минимального вмешательства в историческую и зеленую ткань киевских парков, а также стремлении повысить их привлекательность и роль в городской жизни за счет дополнительных включений транспортного и общественного характера. При этом, однако, одним из основных требований остается уход от монотонности и унифицирования среды. Этого удастся достичь за счет выделения на территории холмов отдельных знаковых участков, определения их индивидуальных особенностей, которые были бы учтены при проектировании. По мнению архитекторов, подобный подход к организации городской среды не представляет собой чего-то из ряда вон выходящего и не требует особых капиталовложений, - скорее, его реализация может напоминать праздничное торжество вокруг сладкого пирожного!
Источник: журнал "АСС"
Похожие статьи
Ревитализация урбанистического пространства – think globally, act personally
10 марта в Центре визуальной культуры при Киево-Могилянской академии, в рамках проекта «Урбанистическая лаборатория», состоялась презентация «Практики урбанистического восстановления: опыт Израиля».
Финалисты конкурса «Mies van der Rohe Award 2009»
Международный конкурс посвященный современной архитектуре «Mies van der Rohe Award 2009»
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.