Создание города «из ничего» Хей-на-Вэе (Великобритания)
До 1961 г. Хей-на-Вэе был довольно невзрачным пограничным городом, экономика которого напрямую зависела от фермерских хозяйств, пребывающих в состоянии упадка. Ричард Бут, владелец полуразрушенного замка, начал заниматься антикварными книгами, и со временем часть его коллекции стала распродаваться, сначала в местном кинотеатре и пожарном депо. Идея о том, что город, полный книжных магазинов, может обрести международное значение, опередила свое время. Но уже скоро книжный магазин при кинотеатре обрел славу «крупнейшего антикварного книжного магазина в мире».
К началу 1970-х городок уже имел международное значение и насчитывал 42 книжных магазина, где можно было найти довольно редкие издания.
Примечательно, что экономический успех города сопровождался его устойчивым развитием, поскольку в его механизм никоим образом не было вовлечено индустриальное и химическое производство (однозначно пагубное для этого сельскохозяйственного региона), к которому пришлось бы, вероятно, прибегнуть в иной ситуации. Креативная стратегия развития города также позволила ему избежать экономических последствий обвала фермерского хозяйства в середине 1980-х, от которого пострадали многие регионы страны.
Город, население которого составляет 1400 человек, сегодня насчитывает 20 гостиниц, множество кафе и ресторанов. Ежегодно сюда приезжают более 110 тыс. посетителей, большинство из которых посещают город в период проведения майского Литературного фестиваля.
Инновационную стратегию Хея-на-Вэе переняли и другие города, и сам Р. Бут участвовал в создании международного книжного движения, направленного на ревитализацию малых городов (среди которых Монтолью на юге Франции, Бредевурт в Голландии, Реду в Бельгии, Бечерел в Бретани, Сен-Пьер-де-Клейгес в Швейцарии, Стилвотер в США, Фжаерланд в Норвегии, Кампунг Буку в Малайзии и Миягава в Японии), еще раз подтверждая важность инициативы отдельной волевой личности для развития целого города.
Говоря об успехе Хея-на-Вэе, часто упоминают, что город воссоздан «из ничего». На самом деле, он, скорее, воссоздан «из идеи», что как раз и есть главной сущностью и механизмом креативной экономики.
Автор: Марианна Давиденко
Источник: журнал "АСС"
Похожие статьи
Ревитализация урбанистического пространства – think globally, act personally
10 марта в Центре визуальной культуры при Киево-Могилянской академии, в рамках проекта «Урбанистическая лаборатория», состоялась презентация «Практики урбанистического восстановления: опыт Израиля».
Финалисты конкурса «Mies van der Rohe Award 2009»
Международный конкурс посвященный современной архитектуре «Mies van der Rohe Award 2009»
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.